8-9 стихи: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться". Здесь Павел остается при той же аргументации – желательно, чтобы безбрачные и овдовевшие оставались безбрачными, но только тогда, когда у них есть дар воздержания. При этом, Павел оставляет людям свободу в решении. Это важно, потому что в сфере пола недопустимо принуждение. Павел реалистично ориентируется на возможность человека. Чрезмерное подавление сексуального для него исключено.
10-11 стихи: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей".
Коринфские христиане-аскеты пропагандировали развод, потому что брак, с их точки зрения, был почти что блудом. Павел решительно против этого и ссылается при этом не на себя, а на заповедь Иисуса Христа и оценивает слова Иисуса Христа много выше собственных советов, ссылаясь на синоптическую традицию, которая в его время бытовала в устной форме и толковалась применительно к постоянно меняющимся ситуациям. По иудейскому праву, инициатива развода принадлежит мужу, а по греческому праву – также и женщине. Павел здесь обращается к обоим супругам – снова муж и жена поставлены в равные условия. Иисус развод запрещал.
В 11а – "если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим" Павел имеет определенный случай в Коринфе, – был развод.
После случившегося развода для партнеров остается 2 возможности: либо оставаться безбрачными, либо искать примирения. Позднейшее каноническое право именно из стиха 11 вывело возможность развода в тех или иных случаях. Для Церкви распоряжения Иисуса Христа и Павла носят обязывающий характер, но столь же обязывающий характер носит призыв Иисуса Христа к милосердию. Как соединить то и другое, т.е. сохранение формального брака и милосердное расторжение его? Мир очень сложный и многообразный, и этот вопрос для канонического права всегда открыт и в каноническом праве решается так или иначе в истории.
19.02.99
Вопросы о браке вызваны нестроениями в Коринфской Церкви в связи с тем, что там появились группы аскетичных энтузиастов, которые в связи со своей высокой мнимодуховностью, а также с приближением эсхатона отказывали людям в праве жениться, требовали развода, а уж тем более требовали развода в смешанном браке. Павел спорит с теми как бы ревностными христианами, которые считают, что языческий партнер в браке оскверняет, делает нечистым христианина, как идоложертвенное. Речь идет о тех парах, в которых один уже в браке стал христианином, потому что христианину не положено жениться или выходить замуж за язычника. Другой же в браке остался язычником. Павел здесь не может сослаться на слова Иисуса, потому что во времена Иисуса такие ситуации были бы немыслимы, потому что тогда не было христиан, а иудеи не могли сходиться с язычниками. Здесь новая ситуация, и Павел сам ищет по-христиански ответственный путь: "я говорю, а не Господь".
Сначала Павел рассматривает случай, когда христианская сторона не желает расторжения брака. Муж и жена полностью уравнены в правах: муж, не оставляй жены, жена, не оставляй мужа. Павел никак не может разделить страхи слишком ревностных христиан, будто язычник оскверняет христианина. Напротив, говорит Павел, заражает не неверие, заражает вера. Святость христианина способна перейти и на неверующую сторону. Павел предполагает, что, если язычник согласен жить с христианином, значит, если он любит, язычник готов принять какие-то определенные ценности, хотя бы отчасти образ жизни – всё то, от чего христианин не может отказаться. Следовательно, язычник будет отчасти освящен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.