1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 43

Несмотря на ясную границу между праведностью и неправедностью, коринфяне не должны замыкаться в гетто, потому что они фактически связаны тысячами нитей с нехристианским миром, и христианин не имеет права предоставить этот мир самому себе, он должен свидетельствовать миру. Христиане живут в этом мире, а не в каком-то самосозданном мире. Свидетельство в миру в таком окружении возможно только тогда, когда в самой Церкви есть ясная линия поведения. Павел называет пороки, которые несовместимы с христианством – христианин не может называться христианином и блудить. Кто называет себя братом или сестрой, но продолжает так грешить, должен быть отвергнут от Церкви. С таким даже не есть – не допускать до Евхаристии, до агапы и даже до личной трапезы, которая также была символом единства.

Что касается внешних, то следует отказаться от их осуждения, они предоставлены суду Божию. Церковь должна следить за своими рядами с тем, чтобы её вера подлинно отражалась в жизни и заслуживала доверия. Когда мы читаем послание к Галатам, всегда возникает соблазн неправильно его понять – "только верой" – "solo fidae". Иудеи говорили: ты сам беззаконник, и беззаконие распространяешь, на что Павел отвечает подобными пассажами. Кто живет по Духу, тот не может в принципе делать "дела плоти", но кто живет в Духе Святом? блудник, который принял крещение? Это общий идеально-мистический ответ, а практический ответ: не служите двум господам – Христу и плоти. Для Павла всегда "уже есть" совмещается с "ещё нет" – вы уже святые, но должны стремиться к святости, вы уже спасены, но должны стремиться к совершенству спасения. Павел говорит: "Я был избран Богом от утробы матери своей", но он же гнал Церковь! И потом он переходит ко Христу – о каждом человеке существует Промысел Божий в виде того плана Божия, который как идея, как цель, к которой должен стремиться человек. Помимо прочего, он обладает свободой воли и может уклоняться от цели (амартия – уклонение от цели). Т.о. каждый человек уже есть в замысле Божием, но должен себя осуществлять согласно этому замыслу; так и Церковь уже свята, но должна освящаться.

В бытии подлинном, истинном, каким может быть только бытие Божие, мы все уже существуем, но в бытии неподлинном, становящемся, мы устремляемся к бытию подлинному.

В 13 стихе Павел цитирует Втор.: "извергните развращенного из среды вас" – возвращается к инцесту и требует четкого отделения.

Кое-что в этом отрывке сейчас трудно принять практически. Можно ли на этот отрывок ссылаться, когда речь идет об учительном авторитете Церкви? Вряд ли. Здесь речь идет не об ортодоксии (когда речь идет об анафеме), а об ортопраксии – не о теоретической ереси, а о практической ереси, о поведении человека, а не о его догматических заблуждениях. Что касается догматических заблуждений, существуют другие места, на которые любители анафем могут ссылаться, например, Гал.: "если я или ангел Господень..." – здесь речь шла о догматике.

Исходный пункт. Речь идет об одном христианине, который ведет себя вызывающим образом, и не стыдится этим, и Церковь не стыдится этим – увещания Павла относятся к этому конкретному случаю.

Герменевтические выводы.

1. Церковная дисциплина (в данном случае строгая – отлучение) должна иметь конечную цель – спасение, а не погибель.

2. Охрана Церкви от заразы. Нельзя причащать без разбора, например (даже не есть вместе). Поэтому, м.б., отчасти верна практика исповеди перед Причастием.

Очень трудно найти правильный баланс между ригоризмом и беспорядочным раздаянием Евхаристии.

3. Христианская жизнь нуждается в однозначной жизни. Быть святошей ужасно, но человек должен как-то отличаться в своем образе жизни.

4. Церковь должна противопоставлять себя не миру вообще, а господствующим жизненным установкам, давать христианскую альтернативу, не быть оттиском того, что в жизни существует. Сейчас в Европе особенно большое поражение в своей миссии терпят протестантские церкви. Это здесь на полуязыческой почве они имеют какое-то преимущество, а там на христианской, хотя и секуляризованной почве, они терпят крах из-за приспособленчества к миру.