1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 22

Наконец, Павел называет Иисуса Христа искуплением (avpolu,trwsij) нашим. Понятие искупления у Павла не ограничивается искуплением от греха, это понятие шире. Павел под искуплением мыслит освобождение от всякой погибели, от всякого ограничения жизненной возможности человека – от зла, греха, смерти, притеснений, бессмысленности, пустоты. Понятие искупления здесь тоже дается лишь вскользь, но является одним из центральных и основных понятий апостола Павла, которое более выпукло дается нам в послании к Римлянам в 3,20-. Буквально слово avpolu,trwsij означает "выкуп". В светском языке выкупают раба на свободу, пленника из плена, заложника. Это светское значение слова "выкуп" легло в основу и некоторых религиозных словоупотреблений.

В Библии искуплением называется процесс исхода из Египта. Никакого выкупа заплачено не было, здесь просто аналогия: в Египте было рабство, люди выходят из рабства, Бог их как бы выкупает из рабства.

Гораздо большую роль для Павла играет другое словоупотребления искупления, связанного с праздником "Йом Киппур" (rPuKi~Ay) – с Днем Очищения, который праздновался раз в году. В этот день приносилась жертва, и жертвенной кровью кропилась крышка на ковчеге Завета, которая по-еврейски называется "каппоре,т" (tr,Pok;, i`lasth,rion – слав. "очистилище"). Израиль чувствовал свою греховность и мечтал о том, чтобы обрести жизнь безгрешную, т.е. освященную, приближенную к Богу, а такая должна быть новая жизнь, потому что ветхая, старая жизнь не может быть оправдана Богом, от этой жизни надо отречься в покаянии для того, чтобы обрести новую жизнь от Бога. Отречься от прежней греховной жизни значит порвать с этой жизнью, убить себя, принести в жертву эту жизнь, отринуть себя, чтобы у Бога получить жизнь новую. Легко сказать – трудно сделать, весь Израиль не может себя убить и принести себя в жертву. В силу корпоративности (один за всех, и все за одного) – чувства, глубоко присущего многим древним народам, особенно Израилю, Израиль выдвигает из своей среды первосвященника, которому вверяет себя ("вера" на библейском языке – Израиль верит в первосвященника – вера как доверие, вверение себя объекту веры), первосвященник олицетворяет собой весь народ – это он должен принести в жертву себя, взяв на себя грех всего народа, и в нём принесет себя в жертву весь народ со своими грехами. Легко сказать – трудно сделать. В древнейшие исторические времена в Риме, например, первосвященник приносил себя в жертву на острове недалеко от Рима, где стоял храм Юпитера. Он строил мост на этот остров посредине озера, приходил туда, жил там целый год, принося жертвы, молясь Юпитеру, совершая какие‑то ритуалы, после этого он убивал себя мечом, и на остров строил мост и восходил новый жрец на следующий год, и так повторялось каждый год. "Строительство мостов" по-латыни – понтификат, понтифекс – строитель моста, ныне так называется Римский епископ, а его правление – понтификат. Примерно подобное должно было совершаться и в Израиле, первосвященник должен был принести себя в жертву, пролить свою кровь (символ жизни), но этого не происходит. Первосвященник переносит свою личность и свою жизнь на невинное непорочное (а,момос – ритуальный термин) животное, готовое к жертве. В этом животном приносится в жертву и жизнь первосвященника, и жизнь всего Израиля. Кровью животного кропится tr,Pok;, и весь Израиль ликует, обретя очищение от своих прошедших грехов.