1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 28

27.11.98

Итак, в начале речь шла о проповеди Креста в противоположность риторической премудрости, которая была столь популярна среди эллинистического общества в Коринфе. Затем в конце 1‑й главы Павел говорит, что этой проповеди Креста соответствуют сам социальный состав Церкви, который выглядит отнюдь не элитарным блестящим обществом, а состоит по бо,льшей части из людей простых, немудрых, невлиятельных, небогатых, тех, кого мир считает за ничто, но, в напоминание о днях творения, Павел здесь говорит, что Бог избрал это "ничто", чтобы упразднить "что" – как бы появляется новое творение – из "ничто" появляется новый человек – Тело Церкви. Это, как обычно у Павла, игра с понятиями, но вполне серьёзная игра.

В конце 1‑й главы возникает одно из центральных понятий ап. Павла "хвалиться" – хвастаться своими мнимыми достоинствами – это самый большой грех, основа греха, хвалиться надо только "в Господе".

Отсюда Павел в начале 2‑й главы переходит к следующей теме – о своей проповеди – что и его первое появление в Коринфе вполне соответствовало содержанию вести о Кресте – оно было отнюдь не блестящим, оно было в немощи, страхе и трепете, чтобы затемнить своим ярким явлением вести о Кресте, а страх и трепет – единственная адекватная реакция человека на благодеяния Божия.

Затем, начиная с 6 и по 9 стих, речь шла о проповеди Премудрости, в 6‑м стихе Премудрость стоит уже без кавычек – речь идет не о какой‑то мудрости, которую Павел проповедует между особыми, совершенными христианами, здесь Павел иронизирует над коринфянами, которые считали себя уже совершенными, пребывающими в Царствии Божием. Подхватывая самоназвание коринфян "совершенные", Павел применяет это название ко всем христианам – совершенны все христиане, и им возвещается Мудрость – но не так, которую ожидали коринфяне, а мудрость Креста – это Премудрость Божия не человеческая, тайная, сокровенная, которую не познали власти века сего, а христиане её познаю,т.

б) Откровение Премудрости Божией (2,9‑16)

Божественная Премудрость, а под этим подразумевается икономия Божия, Божественные планы, глубинные замыслы о мире, о человеке, о спасении, всё это остаётся сокрытым для человека непроницаемой тайной. И если люди могут хоть что‑то предчувствовать, хоть что‑то знать об этой тайне замысла Божия, то это происходит только тогда, когда эти тайны человеку открывает Сам Бог в Своём слове – Логос – используется двойное значение этого слова. По этимологии этого слова это есть нечто членораздельно структурированное, нечто разумное, что подвержено осмыслению и изучению. Mы говорили, что слово lo,goj происходит от глагола le,gw и противопоставляли это глаголу lale,w. Слово le,gw – "говорить членораздельно, считать, перебирать", в отличие от lale,w "лепетать, произносить нечленораздельно". Итак, lo,goj – это нечто разумное во внешнем или внутреннем мире. Например, "мир устроен логично" – мы можем его изучать, мы видим в нем законы, структурированность, это не просто невразумительный, нечленораздельный хаос. Следовательно, когда говорится, что "в начале было Слово", то имеется ввиду, что Бог имеет некий разумный замысел обо всём, это разумная мысль Божия. Сейчас мы не будем говорить о предвечном существовании Логоса.

С другой стороны, слово lo,goj имеет и значение "откровение", ведь, "слово" это всегда откровение одной личности другой личности. Другой человек не может знать обо мне ничего, если он не услышит или не увидит моего слова либо в лингвистическом смысле, либо в другом смысле: слово-жест, слово-живопись, слово-искусство. Природа тоже обладает своим "словом о Боге" – когда мы изучаем красоту и гармонию в природе. Слово – это всегда откровение личности другой личности. Отсюда и мысль ап. Павла, что божественные замысли остаются в тайне и непроницаемы до тех пор, пока Бог не произнесет Своего Слова – это Слово всегда воплощается и т.о. становится для нас доступным, потому что невоплощенное для нас недоступно, чисто духовное нам недоступно.