1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 4

Мы не должны делать слишком негативных выводов об этой Церкви. В общем и целом эта Церковь была достаточно развита, достаточно жизнеспособна. В проэмии мы увидим, как Павел благодарит Бога – это не просто дань вежливости, которую отдает Павел коринфянам, а он действительно считает, что Коринфская Церковь обладает множеством даров. То многообразие, пусть даже спорное, которое мы видим внутри Коринфской Церкви, Павел склонен иногда приветствовать, потому что, как показывает послание, особенно 12‑я глава, Церковь сохраняет свою жизнеспособность только при наличии многообразия, плюрализма, а всякое единообразие всегда приводит к ещё более глубоким расколам, потому что здоровый организм (а Павел именно в этом послании называет Церковь органическим словом «тело») способен быть таковым только при наличия многообразия функциональных связей внутри его. Там, где такого многообразия нет, там мы вместо организма получаем просто набор или кучу, которую легко разделить на две кучи. Если бы все клетки в нашем организме были функционально одинаковы, то человека можно было бы разрезать пополам, и от этого ничего качественно не изменилось бы в обеих половинах.

Время и место написания послания

Во время написания этого послания Павел находится в Ефесе. Наряду с Коринфом, Ефес был вторым центром его миссионерской деятельности, там он пребывал во время третьего миссионерского путешествия на протяжении почти трех лет между 52 и 55 годом.

В 1-м послании к Коринфянам Павел возвещает, что он до Пятидесятницы останется в Ефесе, а потом пойдет в Коринф через Македонию (16,5; 16,8). Таким образом, некоторые предполагают, что послание написано где‑то в 55 году в Ефесе около праздника Пасхи. Недаром в этом послании как‑то совершенно немотивированно упоминается пасхальный агнец – это могло быть уместно, если писалось около времени Пасхи (5,7).

Между Коринфом и Ефесом существовало энергичное сообщение морем, поэтому информационный обмен между Павлом и Коринфом был оживленным и частым. Павел упоминает два источника информации: делегацию из трех христиан из Коринфа (Стефан, Фортунат и Ахаик), которые разыскали его в Ефесе и передали ему послание с вопросами от коринфской общины (7,1 и 16,17). Кроме того, Павел получил и устную информацию от людей Хлойи (1,11). Хлойя – состоятельная коринфская христианка; её рабы или служители приехали по каким‑то делам в Ефес и сообщили устно Павлу информацию о делах в Коринфе.

Вопрос о единстве послания

В современной библеистике называют безусловно фрагментарными два послания апостола Павла: к Филипийцам и 2‑е послание к Коринфянам. Более поздний редактор составил эти послания из отрывков, из фрагментов. Последователи апостола Павла где‑то в 90‑е годы 1-го столетия начали собирать его послания, это было сделать довольно трудно: начали делать запросы в различных Церквах, и прислали, что осталось: от чего‑то остались лишь обрывки папирусов, и всё это как смогли, так и составили.

Что касается 1-го послания к Коринфянам, то здесь есть некие части в тексте, которые не совсем хорошо подходят друг к другу. Например, отношение к идоложертвенному. В 8‑й главе и в отрывке 10,23-11,1 отношение к идоложертвенному очень терпимое, а в 10,1-22 -- однозначно отрицательное. На основании этого некоторые считают, что здесь мы имеем дело с несколькими посланиями. С другой стороны, эти напряжения в тексте не так уж однозначны, чтобы следовало обязательно считать эти части разными посланиями.

Несколько хаотичное нагромождение тем в 1-м послании к Коринфянам вполне объяснимо тем, что Павел в этом послании сталкивается с различными вопросами, с различными проблемами в Церкви и пишет его не за один присест, послание длинное, и диктовал Павел его, видимо, в разное время, поэтому мы будем рассматривать это послание без особой нужды в дополнительных гипотезах, как единое послание. В соответствующих местах, где это единство как будто бы нарушается, мы будем объяснять это видимое нарушение.

23.09.98

Экзегеза 1-го послания к Коринфянам