1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 2

В 146 году до Р.Х. римляне полностью разрушили Коринф, не оставив там ни одного дома, и Коринф исчезает из истории до 44 года до Р.Х. В 44 году Юлий Цезарь снова основал город с тем же названием, и этот город очень скоро вернулся к своему прежнему богатству. Цезарь населил его преимущественно ветеранами и вольноотпущенниками – сделал из него Римскую колонию. Но туда прибывала масса других людей, и во времена ап. Павла Коринф был населен не только римскими колонистами, но и греками, и евреями, другими восточными людьми, и превратился в цветущую столицу провинции Ахаия. Во главе стоял проконсул, имя одного из них мы знаем из книги Деяний – проконсул Галлион, которому евреи привели ап. Павла на суд.

Благодаря многообразию этносов, которые населяли Коринф, там было множество мировоззрений и религиозных практик: храмы греческих, римских божеств, восточные культы, мистерии, иудейские синагоги – всё это тесно сосуществовало. Это был как бы плавильный тигель, в котором сплавливались вместе различные религиозные и философские идеи.

Вошло в поговорку безобразное поведение коринфян на сексуальной почве. Глагол korinqia,zw (коринфова,ть) вошел в греческий язык и стал синонимом развратного поведения. Это мнение о Коринфе, как о Содоме, лишь отчасти верно. Скорее всего, его надо приписать пропаганде Афин; Афины всегда завидовали Коринфу, потому что до сих пор в этой части Греции Афины были главным городом, а римляне перенесли столицу в Коринф. Коринф был не лучше других греческих портовых городов, но и не хуже.

Основание коринфской Церкви

Павел провел в этом городе полтора года во время своего второго миссионерского путешествия и за это короткое время ему удалось основать очень большую по тогдашним меркам общину. Поначалу Павел жил у иудео-христианских супругов по имени Акила и Прискилла. Это были состоятельные купцы, торговцы. Позднее они перенесли своё дело в Ефес. Происходили они из Рима, откуда в 49 году по эдикту императора Клавдия они были изгнаны, как и все остальные иудеи. Только после смерти Клавдия иудеи смогли вернуться обратно в Рим. Светоний обосновывает эдикт Клавдия тем, что иудеи поднимали беспорядки из‑за какого‑то «Хреста» (Hrestus). Вероятно, беспорядки возникали в синагогах и были связаны со спорами о Мессии. Говорят о том, что в Риме уже в 49 году уже существовала большая христианская Церковь; если бы Церковь была маленькая, то этим беспорядкам не придали бы государственного значения, что пришлось выселять всю синагогу.

К концу своего пребывания в Коринфе Павел, согласно Деян. 18,12‑17 был обвинен иудеями перед проконсулом Галлионом. Этот эпизод очень важен в установлении абсолютной хронологии жизни ап. Павла. Галлион – известная персона. Проконсулы назначались сенатом на один год, и год проконсульства Галлиона в Ахаие мы знаем, потому что до нас дошел памятный камень с надписью в городе Дельфы, который упоминает проконсульский год Галлиона. Галлион был старшим братом философа Сенеки. Согласно установленной хронологии, Павел пребывал в Коринфе в 50-51 годах, тогда он и основал коринфскую общину.

Церковь в Коринфе

Нет таких других писаний Нового Завета, которые дали бы нам настолько детальное и подробное описание церковных проблем, конфликтов того времени: жизненных, вероучительных, сопровождавших раннюю жизнь христианской Церкви. Согласно общему психологическому закону, люди склонны идеализировать прошлое, думать о том, что всё, что было раньше – то лучше, ничего хорошего нас впереди не ожидает, а на современность лучше бы и глаза не глядели. На основании такой идеализации, вполне объяснимой психологически, возникло, например, фундаменталистское движение протестантизма. Закваской протестантизма было отнюдь не упование на восстановление апостольских времен в наше время, но скорее всего реальные или мнимые недостатки Римской Церкви. Весь пафос Лютера состоял в том, чтобы «назад», «к фундаменту», «к апостолам». Когда мы читаем 1-е послание к Коринфянам, мы видим, что жизнь Церкви была отнюдь не радужной, не идеальной, и конфликтов и споров было гораздо больше, чем даже в наше время.