18 ст.: "Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились" – не возгордились, а снова "надмелись", "надулись" (evfusiw,qhsa,n). Здесь делается очевидной обострившаяся ситуация в Церкви. Некоторые говорят, что Павел уклоняется от посещения Церкви, боится состязаться снова, но он говорит о скором посещении с ограничением: если будет Богу угодно. Но мудрая болтовня противников Павла не произвела ничего, кроме разделений. Весть же о Кресте доказала свою действенную силу. Действие производят не великие слова, но внутренняя убеждающая сила Евангелия. Мудрая болтовня часто приводит к спорам, потому что каждый говорит по-своему.
Стихом 21 Павел заканчивает первую часть послания. Во всей 1‑й части послания речь идет о принципиальном споре между Евангелием и мудростью мира, между словом крестным (lo,goj tou/ staurou/) и sofi,a logou/.
Напряженная ситуация в Церкви стала совершенной очевидной. Некоторые хотели выделяться, и при этом не ограничивались ни клеветой, ни злословием. Но Павел надеется, что жезл не потребуется, и любовь подходит к христианину лучше, чем мрачное принуждение.
Павел информирован об этих беспорядках устно. В предыдущих главах: вы мудры, крепки, в славе, пресытились. Но то, что он теперь имеет сказать, стоит в резком противоречии с такими утверждениями. Случай инцеста (не в прямом случае) – нетерпим даже в языческом мире. "Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего". Павел не называет имени совершившего это, в Церкви его знали. Не совсем ясно, что произошло. Были ли это длительные, как в браке, отношения, очевидно, с мачехой при жизни или после смерти отца. Скорее всего, некий член Церкви жил с мачехой после ее развода с отцом. "Жена отца" в ВЗ – обычное выражение для мачехи (Лев. 18,8: наготы жены отца твоего не открывай, а в Лев. 18,7 шла речь о матери; в другом месте: проклят, кто ляжет с женой отца своего). По римскому праву брак с мачехой или отчимом, или со сводными братьями или сестрами был запрещен. Павел находит непостижимым, что Церковь терпит поведение, немыслимое даже у язычников, и Церковь даже гордится своим либерализмом. Может быть, Церковь даже утверждает, что христианин стоит выше буржуазных правил (6,12-20 стихи: всё мне позволительно, утверждали коринфяне). Непонятное для Павла поведение, возможно, связано с ситуацией в Церкви в предыдущих главах. 5,2: "и вы возгордились" – надмелись (pefusiwme,noi). Церковь терпит такое безобразие вместо того, чтобы испытывать печаль. Глагол penqe,w – оплакивать покойника (evpenqh,sate).
Для Павла есть только одно следствие из этого греха – отлучение из Церкви, изгнание – "придать сатане" (анафема). В своем послании: "А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом" – т.е. присутствуя духом, решил, чтобы изгнать его из Церкви. Это не только формальный акт, это всегда было торжественное действие собравшейся Церкви. Церковь должна собраться и торжественно провозгласить анафему, но не со злобной целью уничтожения, а с целью спасения в судный день (3,15 – спасутся как бы из огня). Даже в этом случае чрезвычайного безобразия последнее слово для ап. Павла не за человеком, не за его грехом, а за безмерностью благодати по отношению к грешнику (Рим. 5,15). Вероятнее всего, за высказыванием апостола Павла за спасением духа стоит убеждение, что в крещении человек воспринимает Духа Божия, а Дух Божий не может угаснуть даже в случае такого грубого преступления, и т.о. остается последний шанс спасения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.