1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 12

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (10 ст.). То, что у нас переведено словом «умоляю» – «parakalw/» у Павла обладает большой весомостью, широким спектром значений. Его можно перевести «увещаю», «призываю», «приглашаю», «ободряю», «подвигаю», «утешаю», «уговариваю». Здесь скорее всего «прошу» – братски, дружески прошу. Павел не желает авторитарно приказывать, хотя имеет на это право, он – апостол, но он апеллирует к разуму и к сердцу коринфян, обращается к ним как к братьям. Речь идет именно о братском увещании, а не об авторитарном приказе. Такая просительная, мягкая позиция многими в Коринфе расценивалась как слабость апостола. Во 2-м послании к Коринфянам вспоминает об этом: некоторые считают, что я в речи своей слаб. Здесь Павел ссылается на имя Господа нашего Иисуса Христа. Эта ссылка на имя придаёт увещанию бо,льший вес, и авторитет собственно принадлежит не Павлу, а Иисусу Христу. Цель этой просьбы или увещания – единодушие Церкви: «чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». Этому единодушию Павел придаёт исключительно большое значение. Только так Церковь может обеспечить себе сохранность, крепость в вере. Мы должны четко сознавать, что единство для Павла – отнюдь не единообразие; именно в этом послании (12 гл.) Павел развивает тему Тела Христова, которое исключает всякое единообразие. Тело существует только в плюрализме членов; если всё тело будет состоять из одних рук или глаз, или ушей – это уже не будет телом. Церковь только тогда Церковь, когда она едина, плюралистична, многообразна. Павел знает, что многообразие – неоценимое богатство, но при этом существует единство, и единство находится в опасности, если отдельные члены или группы в Церкви стремятся к выделению себя, к противопоставлению себя другим из‑за отсутствия любви. Именно это и происходило в Коринфе.

В стихах 11-12 Павел говорит о некоторых фактах: «Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: `я Павлов'; `я Аполлосов'; `я Кифин'; `а я Христов'». Информация Павла происходит от неких «Хлоиных»; предположительно это рабы некоей богатой коринфской христианки. В Церкви образовалось 3 или 4 разных группы, каждая из которых считала, что она лучше других отражает в себе христианство. Раскола ещё нет, потому что в Церкви все совместно причащаются, но раскол уже грозит. Что это за партии.

О партиях в Коринфе было очень много всевозможных спекуляций, однако, все размышления о партиях определенных результатов пока не дали, и дискуссия о том, что это за партии, похожа на диссонирующий концерт. Мы должны оставаться в области гипотез, и будем держаться того, что нам говорит сам текст. Приверженцы различных групп ссылаются на их авторитет: «VEgw. me,n eivmi Pau,lou( VEgw. de. VApollw/( VEgw. de. Khfa/( VEgw. de. Cristou/». Здесь мы имеем 4 генитива: Павлов, Аполлосов, Кифин, Христов. Это субъективные генитивы: я принадлежу Павлу, мой господин – Павел, а мой господин и учитель – Аполлос, а мой – Кифа, а мой – Христос.

Первые ссылаются на Павла; это естественно, т.к. Павел основал Церковь. Если в Коринфе и существовала особая партия Павла, она могла образоваться как реакция на оппозицию Павлу, и в Коринфе, действительно, была оппозиция Павлу со стороны людей, которые пришли со своими рекомендательными письмами и всячески поносили Павла (см. 2Кор.).