1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 29

Воплощение Слова происходит многообразнейшим образом ("Бог многократно и многообразно возвещал о себе..." – Евр.). Но для Павла самое основное Слово сказано в Иисусе Христа, именно на Кресте. Соответственно, Евангелие – весть о Кресте – есть тоже Слово Божие, обладающее спасительной силой и действием. Эта "мудрость для совершенных" открывается Духом Святым, Который даруется верующим. Бог Сам Духом Святым дает людям познать Себя. "Нам", говорит апостол, это мы – совершенные, нам даётся это Откровение, т.е. не только какому‑то маленькому элитарному кружку,. Павел обыгрывает слово "элита"; коринфяне считали себя элитой, выше других, избранниками, а Павел говорит, что Бог избирает и делает элитой как раз людей достаточно ничтожных. И это Откровение предназначено всем, а не только малому кружку. Только в Откровении, только в даре Духа Божия люди могут познать глубины Божии (т.е. замыслы Божественной Премудрости, внутренние намерения Бога).

Речь не идет о религиозных предметах "вообще", не об абстракции, а конкретно о божественном плане спасения, т.е. о Кресте. Во всех первых главах Павел постоянно подчеркивает Крест. Не чтобы Павел отделял Крест от воскресения, но из педагогических соображений Павел подчеркивает здесь именно Крест, потому что в Коринфе слишком много уделялось внимание новой жизни во внутреннем воскресении.

Следуя античной философии и богословию Откровения, где известен принципиальный закон "подобное познаётся подобным", Павел приводит сравнение с самопознанием человека – только своим духом (т.е. личным субъективным центром человека) человек способен познать себя в своих глубинных замыслах, в своем внутреннем существе: "кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" "Дух" или "ум" – здесь – личный субъективный центр человека, это человек в его личной субъективности. И далее, в 11‑м же стихе, Павел делает заключение, типичное для семитской мысли, от малого к большему – так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Т.е. точно также, как в человеке – только Бог может знать о Себе, а для другого Бог остаётся непроницаемой тайной – только Дух Святой, т.е. Божий, может проникать в Бога: "Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия". "Божьего" – "ta. tou/ qeou/" – т.е. всего, что принадлежит к Богу – это не сущность Божия в философском смысле, а имеются ввиду именно божественные замыслы о мире, которые сокрыты в Кресте. Никто из людей не может постичь это, если ему это не откроет Сам Бог, т.е. Дух Божий.

Только верующие способны видеть, что, даровал им Бог. В Коринфе некоторые полагались на тот дух, который существует в них самих, которым, как они думали, они владеют. Павел указывает на Дух, исходящий от Бога, этот Дух Божий – незаслуженный дар божественной свободы, а не дух мира. Здесь снова Павел всё формулирует полемически: духовность Павел видит в восприятии Духа Божия, а вовсе не в развитии внутренних возможностей человека, как это часто понимается у нас – духовный человек – это человек развитой, образованный, знающий науки, искусства – точно также о духовности судили и коринфяне, и Павел здесь полемизирует. Духовность – это не развитие внутренних способностей, не более глубокое самопознание, но познание того, что даровано от Бога: "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога" (12 ст.). Т.е. духовность и вместе с тем Откровение для Павла целиком и полностью – дар Божий, благодать. Ещё раз Павел подчеркивает, что в своей проповеди он передает не слова человеческой мудрости, но мысли, дарованные Духом Божиим: "возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго" (13 ст.).