1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 44

5. Церковь должна быть снисходительна, скромна вовне, и самокритична внутри, не доходя до осуждения, ибо последний суд принадлежит Богу. Анафема – не осуждение, а экскоммуникация.

2. Процессы в языческих судах (6,1-11)

а) Тяжбы среди братьев (6,1-8)

В контексте новый отрывок кажется чуть-чуть чужеродным. Павел, видимо, решил включить его сюда в силу того, что он в конце говорил о суде. Слово суд (крима) вызвал у него воспоминание о судах языческих.

Иметь дело (прагма) – иметь тяжбу.

Павел переходит к теме досадных разбирательств. Павел диктует послание по ассоциации. В этих стихах он критикует Церковь, что она выносит споры в языческий суд – споры должны быть внутри. Кроме того, рекомендует отказываться от своих прав. Форма "как смеет кто" – типичный упрек, возмущение. Свои частные имущественные споры, возможно, между соседями или родственниками, выносятся в языческие суды. Павел называет язычников нечестивыми, неправедными. Он не оценивает низко римские суды, он и сам стремился судиться у императора, римские суды были замечательны. Павел показывает коринфянам, что их поведение противно смыслу, и следует иудейской традиции, в которой запрещалось выступать перед языческими судами (не суд нечестивый, а суд нечестивых). Поэтому в диаспоре развивалось собственное судейство, тем более это должно сохраняться и для святых (для христиан). Прем. 3,8, Дан 7,22 – святые будут судить мир. Это присутствует и в синоптической традиции: Лк. 22,30: "и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых".

Павел делает заключение от большего к меньшему: если христиане примут участие в эсхатологическом суде Божием, то насколько более они могут решать вопросы повседневности! Павел напоминает, что речь идет о мелочах: "дела житейские", пустяки. Языческие судьи ничего не значат. Чтобы понять это, надо учитывать полемический контекст. Церковь – избранный Богом новый Израиль, новый народ. Но это самосознание становится бессмысленным ввиду этих судебных процессов в языческих судах. Церковь придает этим язычникам такую компетенцию, которой они не должны обладать, согласно самосознанию Церкви. Здесь Павел в высшей степени рассержен. Церковь, которая считает, что обладает мудростью, духовным богатством, должна же найти хоть одного мудрого (РБ – "sofo.j" – "разумного" – неправильно). Вместо этого один брат тащит другого в суд – это разительное противоречие с сутью Церкви, что для языческого мира – спектакль.

7-8 стихи Павел идет чуть далее. Павел ставит под сомнение возможность судов между христианами – то, что христиане судятся, могут решить свои проблемы лишь в плоскости юриспруденции – это свидетельство скудости Церкви. "Лучше терпеть неправду, чем творить неправду", – писал Платон. "Больше зло, полагаем мы, творить несправедливость, меньшее – терпеть несправедливость" (Гордий?). Если христиане ведут процессы в языческих судах, значит, они совершают неправду, грабеж по отношению к братии. Это парадоксально. Здесь мы наблюдаем прогрессирующую радикализацию. Павел не ставит под вопрос право и правопорядок, но он сопротивляется эгоистическому стремлению отстаивать свои права. Речь идет о братьях, о любящи, а любящие отказываются от своих прав, но не от права в принципе. Мы живем в гораздо более сложном мире, чем Церковь в Коринфе, но видим, что христиане слишком часто настаивают на своих правах с бесконечными регистрациями.

б) Следствия крещения в жизни (6,9-11)

Павлу поведение коринфян кажется невыносимым, и Церковь должна знать об этом. Продолжать жить в неправедных структурах этого мира, подражать им – это исключает из Царствия Божия. "Царствие Божие" – центральное понятие Евангелия Иисуса Христа, но это понятие встречается у ап. Павла редко. Христиане ожидают Царствие Божие, но уже сейчас должны жить в надежде на это Царствие. Перечисляются грубые грехи: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют". Павел мог бы перечислить ещё множество других грехов, несовместимых с христианской надеждой на Царствие Божие. А здесь акцент на сексуальные грехи, чем подготавливается дальнейший отрывок.