Важнейшим критерием нравственной оценки человеческих действий для Павла служит вопрос, насколько эти действия полезны ("не всё полезно"). "Пользу" надо понимать не в современном утилитарном смысле. Для Павла быть полезным означает служить совершенствованию. Насколько твои действия тебя усовершают, поднимают, строят, созидают, или твои действия принижают тебя, оставляют тебя ниже твоих возможностей? Свобода может быть понята неверно. Павел говорит о свободе от закона, но свобода от закона не означает произвола, эта свобода может вести к новому рабству, к новому принуждению, к новой зависимости, и разнузданная сексуальность может вести к несвободе, ко всяким травмам в жизни. Мы всё это прекрасно знаем. Поэтому Павел предостерегает против поверхностного взгляда на сексуальность, который ограничивает себя эгоистическим удовлетворением сиюминутных потребностей. Для Павла сексуальность имеет целью личную встречу, личное общение, это библейская традиция. Павел оценивает сексуальность, исходя из Быт. 2,24: двое будут одна плоть (т.е. один человек). Идеал сексуального общения, это когда один человек полностью отдает себя другому, открывает себя в глубине своей личности, и в этом смысле сексуальность – это дар благоволения Творца. Цель – это глубокое, угодное Богу общение двух людей. Поэтому Павел отрицает всякие враждебные телесности тенденции, мы это увидим в 7 главе. Тело для Павла – это что-то очень ценное, это цель человека – достичь подлинного тела во Христе. Поэтому Павел отклоняет сексуальную несдержанность не из позиции вражды к телу, но именно из высокой оценки телесности, потому что наше тело – храм Божий. Павел напоминает коринфянам, что они во всем своем существовании принадлежат Господу, благодаря крещению мы тесно связаны с Ним, и из этого единения не исключена никакая жизненная сфера. Христианином человек становится не в каком-то особом религиозном пространстве, но во всей жизни. К сожалению, у нас очень распространено выражение "ты часто ходишь в церковь?". Т.е. стать христианином – это пойти в церковь, в то время, как Церковь – это мы, и мы не можем выйти из Церкви. Поэтому внецерковное использование другого человека (скажем, в сексе) несовместимо с христианской жизнью.
1 стих: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины". Павел приступает к вопросам, которые поставили пред ним коринфяне. До этого речь шла о слухах, а здесь речь идет о письме коринфян, которое до нас не дошло (существуют лишь апокрифические письма коринфян апостолу Павлу). Коринфяне в каком-то утраченном послании ставили вопросы. Об этих вопросах у них были разные мнения, поэтому они и спрашивают совета. Если в 6 главе Павел выступает против безграничного сексуального произвола, то здесь, наоборот, речь идет об аскезе, о некоей мироотрицающей позиции. Были люди, которые отрицали брак, а не только секс вообще. Вполне возможно, что обе эти позиции – и либертинизм, и аскетизм – представляла одна и та же группа, в сущности гностическая. Это не такая редкость. Если я отрицаю телесное, то могу сказать, что всякий грех – это чепуха, какое мое дело, пусть мое тело грешит, я – чист. Также я могу сказать: пусть телесное меня не касается, останусь чистым. Т.е. и чрезмерный либертинизм, и чрезмерный аскетизм могут иметь один и тот же плотеотрицающий характер – мизантропию. Довольно часто высокие идеалы, враждебные земной жизни, идут рука об руку с грубым развратом. Обе позиции имеют один корень. Там, где принижают телесно-земное перед духовным, следствием бывает либо невоздержанность (телесное не может касаться духовного), либо мрачная аскеза. Вполне возможно, и в 7 главе на это есть намеки, что эсхатология способствовала мнению, что лучше в брак не вступать, слишком были острые эсхатологические ожидания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.