1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 71

11,7-9: "Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа".

Высказывание о богоподобии человека ограничивается мужчиной: муж – слава и образ Божий, муж не только образ, но и слава – отблеск, отражение. А жена – всего лишь отблеск, слава мужа. Могла ли убедить такая аргументация феминисток, которые настаивают на своем равенстве? Наоборот, она могла их привести только в негодование. Выводить из последовательности сотворения мужчины и женщины разность их достоинства вовсе не есть цель второй главы книги Бытия. Далее эта аргументация смягчается – на уровне веры ("в Господе") муж и жена имеют равное достоинство:

11,11: "Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе".

То, что женщина создана из мужчины, снимается тем фактом, что мужчина рождается от женщины:

11,12: "Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога".

Загадочным и спорным в своем значении постоянно считается стих 10:

11,10: "Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов".

В стихе много конъектур, по-гречески: "посему жена должна именно на голове власть Ангелов ради". Часто этот стих объясняют, что покрывало жены здесь следует понимать как защитную власть. Почему Павел называет покрывало "властью" (evxousi,a)?

1. Это защитная власть от злых ангелов, которые иначе могут распалиться похотью к прекрасным дочерям человеческим, как те сыны Божии, которые входили к ним (Быт.6). Из-за своей темности текст Быт.6 постоянно в иудаизме подвергался обсуждению. Это было темой герменевтических загадок, и не обходилось почти ни одного синагогального богослужения, чтобы там кто-нибудь не вспоминал об этом тексте, и вновь и вновь начинали думать, что он означает. Это было на слуху, и может быть это повлияло на ап. Павла, раз много говорилось об этих Ангелах, из-за которых женщины должны были иметь на своей голове против них "власть". Было бы странно думать, что Павел размышлял о присутствии падших Ангелов здесь во время Евхаристии. Здесь присутствует Господь – об этом думают во время Евхаристии, а вовсе не о бесах.

2. Речь идет об Ангелах-хранителях порядка в Церкви, Ангелах богослужения. Но что это за "власть ради Ангелов"?..

3. Жена должна иметь на своей голове знак власти – покрывало как знак – ради Ангелов-хранителей порядка. Слово "evxousi,a" означает не только "власть", но и "право" – женщина имеет право участвовать в богослужении наравне с мужчиной, если она докажет это перед Ангелами-хранителями порядка. И знаком этого права будет покрывало; Ангелы увидят, что она поступает порядочно (а они – Ангелы порядка), и допустят её до участия в богослужении. У иудеев женщины не участвовали в богослужении вместе с мужчинами, они стояли отдельно, а здесь всё было совместно, но для этого надо было доказать, что ты не нарушаешь порядок.

4. Речь идет о праве беседы с Ангелами во время экстаза, глоссолалии. Если перед мужчинами я могу снимать головной убор, потому что "я равна с мужчиной", но с Ангелами я не равна, я беседую с Ангелами, поэтому я должна одевать покрывало. Глоссолалия иногда называлась "ангелоговорение" (1Кор. 13,1: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими,.." – ангельский язык – это язык глоссолалии). Но это, почему-то, относится только к женщинам, а не к мужчинам.

Кажется, сам Павел чувствует, что его аргументы не могут убедить коринфян, придерживавшихся других позиций. Поэтому в стихе 13 он в форме риторического вопроса ссылается на принятый тогда обычай, апеллирует к чувству приличия, напоминая о том, что женщина молится Богу. Павел хочет призвать к благоговейному, с его точки зрения, поведению.