Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание:конфликт!– Новосибирск: Наука, 1983 –142 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 1
ОТ АВТОРОВ.. 5
АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА.. 9
КТО, КОГДА, ПОЧЕМУ.. 9
КОНФЛИКТ В РАЗВИТИИ.. 22
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.. 32
КОНФЛИКТ ПРОТИВ НАШЕЙ ВОЛИ.. 40
РАБОЧИЕ МЕСТА.. 41
... И ИХ СВЯЗИ.. 50
ЦЕЛИ И РЕСУРСЫ.. 58
ЛИЧНЫЕ КОНТАКТЫ.. 73
СОВСЕМ ДРУГИЕ КОНФЛИКТЫ.. 73
ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 77
НОРМЫ И ПРАВИЛА.. 88
ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ (ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ) 97
И СНОВА СВЯЗИ.. 110
ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТЕ. 116
ЛЮДИ — НЕ АНГЕЛЫ.. 116
РАЦИОНАЛИЗМ И ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. 118
ЖЕСТКОСТЬ И БЕЗВОЛИЕ. 123
ДВА СТИЛЯ РАБОТЫ — ДВА ВИДА ПОВЕДЕНИЯ.. 128
ЛИЧНАЯ НЕПРИЯЗНЬ ИЛИ ПРАВО РУКОВОДИТЕЛЯ НА КОНФЛИКТ. 133
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА.. 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 157
ЛИТЕРАТУРА.. 159
Памятный многим спор относительно «теории бесконфликтности» в драматургии, который долгое время шел на страницах искусствоведческих изданий, очевидно, имел не только эстетические основания. За этим спором стояли факты конфликтного развития объективной действительности, отраженные в законах диалектики. Сейчас можно лишь удивляться, сколь долгим и тернистым был путь к очевидным и простым истинам о невозможности абсолютно бесконфликтного развития общества, зная, что любое новое возникает через отрицание старого, через отражение этого отрицания в сознании людей со всеми вытекающими отсюда страстями, эмоциями, приписыванием мотивов. Даже сама «теория бесконфликтности» — как это ни парадоксально — была порождением конфликта взглядов на развитие литературного процесса и его перспективы.
Однако проблема отнюдь не ограничивается конфликтом взглядов только в этой достаточно узкой и специальной сфере человеческой деятельности. Она гораздо шире и охватывает все виды и уровни отношений человека с действительностью — от конфликта между мамой и малолетним сыном, вернувшимся после гуляния во дворе вывалявшимся в снегу, до конфликтов глобального масштаба — таких, которые становятся предметом рассмотрения в Совете Безопасности ООН и материализуются в виде конфронтации идей по поводу разрядки международной напряженности.
Значительное место в жизни любого дееспособного человека занимают его производственная деятельность, его отношения с организациями, которые призваны оказывать услуги. Как показывает практика, эти сферы дают сейчас наибольшее число конфликтов различной степени напряженности. Многие из них отнюдь не являются необходимыми для процесса поступательного развития нашего общества. Некоторые из них оказываются надуманными, искусственно раздутыми, имеющими своей целью прикрытие профессиональной некомпетентности.
Предлагаемая читателю работа Ф. М. Бородкина и Н.М. Коряк «Внимание, конфликт!» несомненно вызовет большой интерес. Она представляет собой популярное изложение одной из ключевых проблем социальной психологии (и социологии одновременно), уже давно ставшей предметом внимания большого числа исследователей как в Советском Союзе, так и за рубежом. Библиография специальных работ по этой проблематике сейчас насчитывает большое число названий монографий и особенно статей. Социально-психологическому аспекту конфликтов посвящены разделы в капитальных трудах, охватывающих основные проблемы двух смежных наук. Описаны и проанализированы конфликты различного социального уровня, различных сфер человеческой деятельности. Проблема конфликта, его предотвращения и разрешения не раз бывала предметом дискуссий на различных конференциях и симпозиумах.
Популяризация данной тематики, несомненно, полезна. И прежде всего потому, что конфликт как социально-психологический феномен успел стать предметом идеологической спекуляции со стороны буржуазной науки, концепции которой либо провозглашают конфликты вообще вечным и неизбежным спутником групповой жизни в любом обществе, либо утверждают возможность их полного устранения методами «социальной инженерии» при оптимальной организации межличностного взаимодействия. Обе концепции активно используются буржуазными теоретиками и пропагандистами в определенных классовых целях: либо — чтобы объявить антагонистические противоречия и их конкретизацию в классовых конфликтах естественным явлением общественной жизни, либо — чтобы обосновать возможности бесконфликтного развития буржуазного общества и классового мира путем воздействия на психику людей и их межличностные и межгрупповые отношения. В обоих случаях классовая борьба, по логике данных концепций, оказывается ненужной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.