В каждой такой ситуации объектом конфликта является определенный (но, как правило, плохо определенный) набор знаний и умений, а оппонентами — представители организационно-технологической системы, с одной стороны, и люди как носители рабочей силы — с другой. Хотя конфликты такого рода невозможно ликвидировать полностью, они могут и должны быть значительно смягчены. Действительно, конфликтная ситуация, фиксирующая несоответствие спроса на рабочую силу со стороны организационно-технологической системы и предложения рабочей силы, объективна — она существует независимо от сознания оппонентов. Однако в ней может появиться и обычно появляется очень сильный субъективный элемент; далеко не для всех рабочих мест строго зафиксирован набор необходимых знаний и умений. И далеко не всегда существуют методы, с помощью которых можно объективно проверить соответствие качеств работника требованиям рабочего места. Очень часто требования рабочего места выявляются лишь после возникновения сбоев в работе. Иногда эти требования зависят от взглядов коллег или начальников, а мнения меняются в зависимости от обстановки, в частности, в зависимости от личности человека, занимающего данное рабочее место, и отношений, которые он сумел установить с коллегами, подчиненными, начальниками. На сходных рабочих местах, например, одним прощают многое, даже невыполнение своих прямых обязанностей, другим не прощают ни малейшего промаха.
Если набор необходимых знаний и умений не зафиксирован точно или если он зафиксирован, но нет объективных методов проверки соответствия качеств работника требованиям занимаемого им рабочего места, вопрос о соответствии будет решаться субъективно, в зависимости от воли начальника и отношении в коллективе. Эта конфликтная ситуация уже субъектной природы, и конфликт на ее базе, как правило, получает субъектное разрешение.
Подобные конфликты имеют тенденцию перерастать в эмоциональные и, следовательно, трудно разрешимы на разумной основе. Выход здесь только одни: дополнение описания каждого рабочего места еще двумя элементами — списком знаний и умений и способом проверки их наличия у работника, занимающего данное место либо претендующего на него. Тогда конфликтные ситуации будут полностью объективными, возникающие конфликты будут разрешаться также объективно, поскольку между людьми — начальником и подчиненным — устанавливаются заранее определенные формальные отношения. Разумеется, все это непросто сделать, иногда даже невозможно. Но стремиться к такому положению следует.
Представим себе идеальную ситуацию — каждое рабочее место полностью описано, все элементы технологии точно определены. Но конфликты не исчезнут» ибо даже машины со временем меняют свои свойства. Люди переменчивы в еще большей степени. Часть уже приобретенных знаний и умений может быть потеряна — и вот вам несоответствие должности, основа для конфликта. (Недаром, например, для многих профессий установлены периодические переаттестации). У работника могут появиться и появляются новые знания и умения, не нужные для функционирования данного рабочего места, и человек начинает либо достраивать свое рабочее место, либо вмешиваться в чужие функции. Наконец, возможности использовать имеющиеся знания и умения сильно зависят от психологического состояния человека в данный момент и от его взаимоотношений с другими людьми.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.