Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 29

В каждой такой ситуации объектом конфликта явля­ется определенный (но, как правило, плохо определен­ный) набор знаний и умений, а оппонентами — предста­вители организационно-технологической системы, с од­ной стороны, и люди как носители рабочей силы — с дру­гой. Хотя конфликты такого рода невозможно ликвиди­ровать полностью, они могут и должны быть значитель­но смягчены. Действительно, конфликтная ситуация, фик­сирующая несоответствие спроса на рабочую силу со стороны организационно-технологической системы и пред­ложения рабочей силы, объективна — она существует не­зависимо от сознания оппонентов. Однако в ней может появиться и обычно появляется очень сильный субъек­тивный элемент; далеко не для всех рабочих мест строго зафиксирован набор необходимых знаний и умений. И далеко не всегда существуют методы, с помощью ко­торых можно объективно проверить соответствие качеств работника требованиям рабочего места. Очень часто тре­бования рабочего места выявляются лишь после возник­новения сбоев в работе. Иногда эти требования зависят от взглядов коллег или начальников, а мнения меняются в зависимости от обстановки, в частности, в зависи­мости от личности человека, занимающего данное рабочее место, и отношений, которые он сумел установить с кол­легами, подчиненными, начальниками. На сходных рабо­чих местах, например, одним прощают многое, даже не­выполнение своих прямых обязанностей, другим не про­щают ни малейшего промаха.

Если набор необходимых знаний и умений не зафик­сирован точно или если он зафиксирован, но нет объек­тивных методов проверки соответствия качеств работни­ка требованиям занимаемого им рабочего места, вопрос о соответствии будет решаться субъективно, в зависимости от воли начальника и отношении в коллективе. Эта кон­фликтная ситуация уже субъектной природы, и конфликт на ее базе, как правило, получает субъектное разрешение.

Подобные конфликты имеют тенденцию перерастать в эмоциональные и, следовательно, трудно разрешимы на разумной основе. Выход здесь только одни: дополнение описания каждого рабочего места еще двумя элементами — списком знаний и умений и способом проверки их наличия у работника, занимающего данное место либо претендующего на него. Тогда конфликтные ситуации будут полностью объективными, возникающие конфликты будут разрешаться также объективно, поскольку между людьми — начальником и подчиненным — устанавливают­ся заранее определенные формальные отношения. Ра­зумеется, все это непросто сделать, иногда даже невоз­можно. Но стремиться к такому положению следует.

Представим себе идеальную ситуацию — каждое рабо­чее место полностью описано, все элементы технологии точно определены. Но конфликты не исчезнут» ибо даже машины со временем меняют свои свойства. Люди пере­менчивы в еще большей степени. Часть уже приобретен­ных знаний и умений может быть потеряна — и вот вам несоответствие должности, основа для конфликта. (Неда­ром, например, для многих профессий установлены пери­одические переаттестации). У работника могут появиться и появляются новые знания и умения, не нужные для функционирования данного рабочего места, и человек на­чинает либо достраивать свое рабочее место, либо вмеши­ваться в чужие функции. Наконец, возможности исполь­зовать имеющиеся знания и умения сильно зависят от психологического состояния человека в данный момент и от его взаимоотношений с другими людьми.