Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 53

Итак, первый тип связей контактных групп задается организационно-технологической и экономической систе­мами. Костяк таких связей формируется целями и струк­турой организации. Однако при этом остается достаточно много свободы для формирования того или иного стиля отношений между коллегами, руководителями и подчи­ненными. Нам важно выделить те связи, которые могут порождать конфликтные ситуации и конфликты. Очевид­но, что наименее конфликтными должны быть взаимоот­ношения внутри контактных групп, поскольку одним из условий их формирования является общность интересов, следование одним и тем же нормам. Но и эти отношения небесконфликтны.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, чем и как обеспечивает группа следование установленным (сформировавшимся) нормам. Главный стимул к исполне­нию норм — санкции со стороны группы: положительный, когда индивид? следует нормам группы, и отрицательные, когда индивид их нарушает. Отрицательные всегда высту­пают в форме конфликта между отдельными личностями, например, нарушителем норм и представителем группы. Это обстоятельство заставляет нас, кстати говоря, ожидать повышенной конфликтности в формирующихся группах, где нормы только складываются. В стабильных группах основные нормы хорошо известны всем членам группы и за их исполнением группа ревностно следит. В соответ­ствии со следованием тем или иным нормам индивиды, соприкасающиеся с группой, идентифицируются либо как «своп», либо как «чужие». Например, явно как чужое бы­ло оценено поведение Денисовой. Член группы тоже может ошибаться, иногда нарушать нормы своей группы, за что он наказывается соответствующим образом (косым взглядом, замечанием, резким разговором и т. д.). Но если нарушитель дорожит членством в группе, он найдет пути примирения. Денисова не была членом группы, с которой оказалась вынужденной взаимодействовать на заводе, и не хотела в нее входить. Группа же активно начала защищать свои нормы. Отказ от защиты означал бы пре­кращение существования данной группы, создание новой группы с новыми нормами, продиктованными Денисовой. Конфликт был неизбежен. Следовательно, если две груп­пы в организации имеют возможность (или вынуждены) свободно' общаться, конфликтная ситуация существует. В принципе вероятность конфликта тем выше, чем мень­ше препятствий для взаимодействия различных контакт­ных групп и чем больше различаются групповые нормы. Даже небольшие различия в групповых нормах и абсо­лютно незатрудненное общение могут привести к таким же неприятным результатам, как и сильное различие норм при наличии препятствий для общения.

Вспомним некоторые случаи из описанных выше си­туаций. Так, в ситуации 6, потребность в услугах трех высококвалифицированных   шлифовальщиков, главная цель которых — высокий заработок, создала относитель­ную стабильность в существовании группы, но группа ока­залась во враждебных отношениях с коллективом цеха, т. е. со всеми остальными контактными группами. Неприем­лемость норм этой группы для остальных, постоянно возникающие конфликты между этой группой и остальны­ми должны рано или поздно привести либо к уходу этих шлифовальщиков с работы, либо к развалу их группы.

В ситуации 10 в конфликтных взаимоотношениях вдруг оказались коллеги, до той поры дружившие. Ясно, что конфликтные взаимодействия появились из-за облегченности контактов между членами различных групп, которые все-таки были в метеолаборатории, но имели слабо различающиеся системы норм.

Разумеется, нельзя сказать, что конфликтные отноше­ния между группами являются типичными, наиболее рас­пространенными. Существующие конфликтные ситуации не обязательно каждый раз выливаются в инцидент. Наоборот, чаще должно происходить и происходит сближение, взаимопроникновение норм, сглаживание раз­личий между ними, потому что «арматура» целей и отношений, объединяющая различные группы одной ор­ганизации, способна противостоять центробежным тен­денциям, характерным для отношений между некото­рыми группами.