Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 34

Итак, даже если бы в организации работали идеаль­ные люди, полностью избежать конфликтов невозможно.

Есть объективные конфликтные ситуации как порождае­мые целенаправленно, так и возникающие стихийно, не­целенаправленно. Целенаправленные конфликтные ситу­ации заложены в структуре самой организации и ее от­дельных подразделений. Они призваны обеспечить надле­жащее функционирование как организации в целом, так и отдельных ее частей и подсистем. Вряд ли стоит стре­миться к полной ликвидации такого рода ситуаций. Но нельзя допустить, чтобы деловые целенаправленные конфликты, перерастали в эмоциональные. Они должны быть одним из средств управления. Задача руководителя как раз и заключается в том, чтобы сделать деловые целе­направленные конфликты эффективным средством уста­новления и поддержания отношений, необходимых для функционирования организации,

Нецеленаправленные объективные конфликты возни­кают из-за сбоев в функционировании подсистем и эле­ментов организации, из-за неверно построенной работы,, неритмичности, асинхронности разных видов деятельнос­ти. Отношение к ним руководителя должно быть уже иным. Объективные нецеленаправленные конфликтные ситуации должны ликвидироваться везде, где это только можно, и как можно скорее, желательно — без инциден­тов.

ЛИЧНЫЕ КОНТАКТЫ

Глава, в которой рассказывается о микросоциальной си­стеме и ее элементах — контактных группах как особой форме кооперации деятельности людей, цели которой не обязательно совпадают с целями организационно-техноло­гической и экономической систем, но определяют во многом эффективность труда и ориентацию работников орга­низации.

СОВСЕМ ДРУГИЕ КОНФЛИКТЫ

Ситуация 9. В бюро режущего инструмента отдела главного тех­нолога работало 10 человек, из них восемь женщин, образующих довольно сплоченную группу во главе с Работновой. Однако она во многом прислушивалась к суждениям Кузнецова, фактически выполняющего функции руководителя бюро. Отношения между сотрудниками бюро но своему характеру были скорее родствен­ными, чем служебными. Все давно сдружились семьями, часто вместе справляли дни рождения, устраивали за городом пикники.

Завод, о котором идет речь, расположен в небольшом стенном городке. Зима там суровая, с сильными ветрами, весна и осень — дождливые и слякотные. Поэтому женщины ходили зимой на ра­боту в валенках и теплых платках, а весной и осенью — в рези­новых сапогах. Привыкнув друг к другу, они не очень заботи­лись о своей внешности на работе.

И вот в бюро перешла Денисова, женщина 46 лет, очень акку­ратная, тщательно следившая за своей внешностью, до этого ра­ботавшая в бюро измерительного инструмента, где у нее не сложились отношения с коллективом, что не раз служило предме­том разбирательства на профсоюзных собраниях. Однако вскоре и на новом месте между Денисовой и отдельными работницами бюро начались недоразумения. Кузнецов воспринял перевод Денисовой в их бюро как переходный этан к увольнению и поэто­му счел необходимым посоветовать Работновой не налаживать тесных контактов с новой сотрудницей, а при первом же обра­щении Денисовой к нему за консультацией ответил ей так: «Какая польза вас учить? Вы все равно долго у нас не прорабо­таете». На время шло, Денисова не увольнялась. Она по-прежнему тщательно следила за своей внешностью, вызывая этим пересуды среди женщин. Всех возмущало, что Денисова отказывалась от участия в коллективных вечеринках, не участвовала в общих обсуждениях личных проблем, отказывалась от сдачи норм ГТО, никого не приглашала к себе домой и ни к кому не ходила в гости. Опять обстановка предельно накалилась. К тому же Денисовой стало трудно справляться с новой для нее работой, а помощи и советов ни от сотрудниц, ни от руководителей бюро она не получала. Кузнецов несколько раз намекал Денисовой на необходимость уволиться  в конце концов добился её перевода в БРиЗ.

Интересно, что после ухода Денисовой сотрудницы бюро, не сговариваясь, начали более тщательно следить за своей внеш­ностью,