Итак, даже если бы в организации работали идеальные люди, полностью избежать конфликтов невозможно.
Есть объективные конфликтные ситуации как порождаемые целенаправленно, так и возникающие стихийно, нецеленаправленно. Целенаправленные конфликтные ситуации заложены в структуре самой организации и ее отдельных подразделений. Они призваны обеспечить надлежащее функционирование как организации в целом, так и отдельных ее частей и подсистем. Вряд ли стоит стремиться к полной ликвидации такого рода ситуаций. Но нельзя допустить, чтобы деловые целенаправленные конфликты, перерастали в эмоциональные. Они должны быть одним из средств управления. Задача руководителя как раз и заключается в том, чтобы сделать деловые целенаправленные конфликты эффективным средством установления и поддержания отношений, необходимых для функционирования организации,
Нецеленаправленные объективные конфликты возникают из-за сбоев в функционировании подсистем и элементов организации, из-за неверно построенной работы,, неритмичности, асинхронности разных видов деятельности. Отношение к ним руководителя должно быть уже иным. Объективные нецеленаправленные конфликтные ситуации должны ликвидироваться везде, где это только можно, и как можно скорее, желательно — без инцидентов.
Глава, в которой рассказывается о микросоциальной системе и ее элементах — контактных группах как особой форме кооперации деятельности людей, цели которой не обязательно совпадают с целями организационно-технологической и экономической систем, но определяют во многом эффективность труда и ориентацию работников организации.
Ситуация 9. В бюро режущего инструмента отдела главного технолога работало 10 человек, из них восемь женщин, образующих довольно сплоченную группу во главе с Работновой. Однако она во многом прислушивалась к суждениям Кузнецова, фактически выполняющего функции руководителя бюро. Отношения между сотрудниками бюро но своему характеру были скорее родственными, чем служебными. Все давно сдружились семьями, часто вместе справляли дни рождения, устраивали за городом пикники.
Завод, о котором идет речь, расположен в небольшом стенном городке. Зима там суровая, с сильными ветрами, весна и осень — дождливые и слякотные. Поэтому женщины ходили зимой на работу в валенках и теплых платках, а весной и осенью — в резиновых сапогах. Привыкнув друг к другу, они не очень заботились о своей внешности на работе.
И вот в бюро перешла Денисова, женщина 46 лет, очень аккуратная, тщательно следившая за своей внешностью, до этого работавшая в бюро измерительного инструмента, где у нее не сложились отношения с коллективом, что не раз служило предметом разбирательства на профсоюзных собраниях. Однако вскоре и на новом месте между Денисовой и отдельными работницами бюро начались недоразумения. Кузнецов воспринял перевод Денисовой в их бюро как переходный этан к увольнению и поэтому счел необходимым посоветовать Работновой не налаживать тесных контактов с новой сотрудницей, а при первом же обращении Денисовой к нему за консультацией ответил ей так: «Какая польза вас учить? Вы все равно долго у нас не проработаете». На время шло, Денисова не увольнялась. Она по-прежнему тщательно следила за своей внешностью, вызывая этим пересуды среди женщин. Всех возмущало, что Денисова отказывалась от участия в коллективных вечеринках, не участвовала в общих обсуждениях личных проблем, отказывалась от сдачи норм ГТО, никого не приглашала к себе домой и ни к кому не ходила в гости. Опять обстановка предельно накалилась. К тому же Денисовой стало трудно справляться с новой для нее работой, а помощи и советов ни от сотрудниц, ни от руководителей бюро она не получала. Кузнецов несколько раз намекал Денисовой на необходимость уволиться в конце концов добился её перевода в БРиЗ.
Интересно, что после ухода Денисовой сотрудницы бюро, не сговариваясь, начали более тщательно следить за своей внешностью,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.