Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 39

В частности, такие конфликты нередко возникают у человека, чрезмерно ориентированного на административ­ное продвижение, с той производственной группой, к ко­торой он реально принадлежит. Дело в том, что в подоб­ных случаях человек соотносит свое поведение с оценка­ми групп, существующими на более высоком уровне ие­рархии в организации, так как в будущем он стремится перейти на этот уровень и в результате отвергает свое непосредственное окружение.

Неформальная группа обладает огромной силой влия­ния на своих членов. Можно сказать, что человек в орга­низации подвергается двум видам управляющих воздей­ствий: во-первых, со стороны своего непосредственного ру­ководителя, а во-вторых (об этом часто забывают), со сто­роны неформальной группы, членом которой он является. Если эти воздействия осуществляются параллельно, не противоречат друг другу, т. е. если руководитель умеет направить воздействие группы на отдельного ее члена по нужному пути, то группа становится союзником руково­дителя, самым мощным из всех средств управления, ко­торыми он располагает. Если же группа ожидает от свое­го члена одного поведения, а руководитель — другого, то, как правило, возникает конфликт. И хотя, на первый взгляд, кажется, что оппонентами в этом конфликте дол­жны выступать нарушивший требования член группы, с одной стороны, и руководитель либо группа — с другой (в зависимости от того, чьи требования были нарушены), в действительности чаще всего возникает конфликт между группой и руководителем.

Дело в том, что в ситуации противоречивых требова­ний человек, если он дорожит членством в группе, обыч­но ведет себя в соответствии с групповыми ожиданиями, а не с теми формальными требованиями, которые предъ­являет ему руководитель (при условии, конечно, что ру­ководитель не имеет неформального авторитета в группе, как, например, Протопопов в ситуации 10). Как показали исследования психологов3, хорошее отношение членов группы обычно ценится дороже, чем благодарность в при­казе, а боязнь потерять расположение и уважение груп­пы действует на человека сильнее, чем угроза выговора.

Когда же член группы, следуя групповым ожиданиям, идет на конфликт с руководителем, то группа обычно «принимает удар на себя», в результате конфликт между руководителем и подчиненным перерастает в конфликт между руководителем и группой. Чем сплоченнее группа, тем труднее руководителю оказать воздействие на отдель­ного ее члена, минуя групповые нормы или вопреки влия­нию группы. В ситуации 10 конфликты возникали меж­ду Протопоповым и бригадой в целом и не было кон­фликтов с кем-нибудь из членов бригады персонально. Видимо, действия любого члена бригады поддерживались всей группой и тем самым против Протопопова использо­валось самое действенное средство — сила групповой со­лидарности.

Из всего сказанного следует вывод: руководитель в организации (в том числе руководитель самого низшего звена) должен управлять — если стремится к тому, чтобы его воздействия были эффективными — не отдельным ра­ботником, а группой. Даже в том случае, когда взаимо­действие между руководителем и подчиненным протекает «один на один», между ними всегда незримо присутству­ет группа, на которую ориентируется подчиненный и ко­торой контролируются все распоряжения, все управляю­щие воздействия руководителя. Это означает, что руково­дитель вынужден принимать во внимание нормы и цен­ности той группы, к которой принадлежит и на которую ориентируется его подчиненный. Без знания группы руководитель не сможет правильно определить стратегию управления по отношению к этому работнику.

Напомним, что речь идет не о формальном объедине­нии людей, скажем, в производственном подразделении, а о тех неформальных группировках, которые возникают в его рамках. Если численность производственного под­разделения не превышает 7—8 человек, то вполне возмож­но, что все его члены образуют одну неформальную груп­пу. В большем по численности производственном подраз­делении неизбежно возникает несколько неформальных групп. И в этом случае руководитель должен рассматри­вать каждую из них как самостоятельную единицу и учи­тывать их специфику при формировании стратегии упра­вления.