Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 28

Разумеется, иногда функции бывают такими, что их нельзя выполнить, не имея определенного характера, за пределами некоторого возраста и т. п. Однако собственно производству, организационно-технологической системе нужно не разнообразие характеров, внешностей, общего жизненного опыта, а в первую очередь и главным обра­зом — умения, навыки, запас энергии и время, т. е. набор характеристик, которыми можно снабдить и робота. Конечно, есть «производства», где эмоции являются од­ним из средств выполнения работы. Но мы говорим не об этих видах деятельности, а о более пли менее массовых тех­нологиях, связанных с выпуском серийной или даже массовой продукции. Именно в таких организациях стрем­ление организационно-технологической системы к устой­чивому единообразному функционированию приходит в противоречие с нестабильностью психических состояний человека, с личностными особенностями в поведении ис­полнителей, с их пристрастиями и антипатиями, с меня­ющимися взаимодействиями людей. Когда на металлур­гический завод попадает, например, чугун незапланиро­ванного качества, всем ясно, что делать: либо чугун от­правляют на склад до лучших времен, либо в переплав­ку. «Поведение» чугуна на каждом переделе хорошо контролируется, сам чугун вполне послушен и тогда, когда его отправляют на склад.

Иное дело — люди. Кажется, что может быть проще:

если ты токарь, приходи регулярно на завод и становись к станку в нужное время, получай задание и все необхо­димое, включай станок и работай. Но так не получается даже тогда, когда потребности организационно-техноло­гической системы и возможности человека полностью совпадают. Для организационно-технологической системы нужна рабочая сила в необходимом количестве и требу­емого качества. По многим причинам потребности орга­низационно-технологической системы и возможности носи­телей рабочей силы — людей — не совпадают. Мы укажем только некоторые из них.

Если организационно-технологической системе не хва­тает чего-то, она либо останавливается, либо выдает не­запланированный продукт. Но все, что нужно организационно-технологической системе, обеспечивают люди. Они должны знать обслуживаемое производство, отыскивать все необходимое и снабжать этим необходимым (в том числе рабочей силой) свою систему, т. е., по существу, должны быть как бы продолжением организационно-технологи­ческой системы. Это, оказывается, далеко не просто. Во-первых, чтобы понимать потребности организационно-технологической системы, надо обладать запасом опре­деленных знаний и умением. Это условие выполняется не всегда. Так, иногда нормировщиком работает, например, бывший продавец магазина, начальник цеха не имеет нужного образования и т. д. Такого рода несоответствия можно отнести к сбоям, ошибкам. Но существуют и впол­не закономерные несоответствия, часто возникающие при несовпадении  территориального размещения производ­ства и трудовых ресурсов определенного качества, при изменении этих распределений, при организации новых технологий, производств и т. д. Никакие самым идеаль­ным образом устроенные системы профессионального от­бора, профессиональной ориентации, учета и распреде­ления трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров не будут способны ликвиди­ровать полностью эти ситуации несоответствия, по своей сути являющиеся конфликтными.