Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 25

Третий источник конфликтов — ситуация, когда у ру­ководителя много непосредственных подчиненных — бо­лее семи-восьми человек. В этом случае руководитель с обычными, средними способностями управлять одновре­менно всеми делами не сможет. Но в жизни такая ситуа­ция — не редкость. Один руководитель крупной организа­ции говорил: «Когда я руководил группой до десяти человек, я знал, кто, что и как делает. Когда у меня в подчинении оказалось двадцать человек, я уже не знал, кто, но всё ещё знал, что и как делается. Когда я возгла­вил коллектив в сто человек, я не знал, кто и что, но ещё знал, как они это делают. А сейчас я уже не знаю, кто, что и как делает. Забочусь только об условиях».

Ощущение того, что с ростом численности коллектив выходит из-под контроля, знакомо всякому руководителю. При этом одни стараются как можно дольше удержать управление каждым человеком в своих руках, другие выделяют группу для непосредственного управления, третьи как-либо структурируют коллектив, четвертые вовсе отказываются от попытки управления.

Первый стиль поведения приводит к хаотическому управлению. Идя по коридору, начальник встречает одно­го из своих подчиненных: «А, Иван Петрович, очень кста­ти. Вот тут есть одно дело...» И это дело чаще всего неза­висимо ни от каких других обстоятельств поручается Ивану Петровичу. Внешние признаки хаотического стиля руководства весьма характерны: начальник отдает указа­ния одним подчиненным, а спрашивает с других, иногда путает имена и фамилии, работает без плана, устраивает разносы на «ровном месте», совершенно неожиданно. В руководимом им коллективе почти всегда найдутся две-три, а то и целая группа сотрудников, постоянно и созна­тельно скрывающихся от внимания начальника, избега­ющих встреч с ним. Да и встреча с начальником для та­ких сотрудников не грозит большими осложнениями:

пообещав выполнить указание, они ничего не делают, но снова старательно не попадаются на глаза начальнику, справедливо рассчитывая, что поручение забылось.

Второй стиль — полухаотический. Руководитель вни­мательно следит за деятельностью трех-пяти подчинен­ных. По отношению к оставшейся части осуществляется хаотическое управление.

Третий стиль — пассивный. Отказываясь от управле­ния, отдавая полностью инициативу в руки подчиненных, руководитель становится «мальчиком на побегушках» у собственных подчиненных. Ему просто нечего делать, пока подчиненные не потребуют действия. При этом иные руководители действительно постоянно заняты, развива­ют бурную деятельность, но непременно вне своего под­разделения — они члены многочисленных комиссий, под­комиссий, активные общественники, «вынуждены» участ­вовать в различных совещаниях, заседания, часто их можно увидеть в чужих приемных. Они могут быть даже на хорошем счету, особенно если коллектив справляется с работой.

Недовольство в коллективе руководителем любого из перечисленных стилей, может быть внешне малозаметным. В первых двух случаях недовольство нарастает из-за неравномерности загрузки подчиненных, ухудшающихся отношений и недостатков в работе, вызванных хаотиче­скими указаниями начальства. В третьем случае в кол­лективе постепенно вырастают свои руководители, никем не назначенные, но фактически управляющие деятель­ностью подразделения. Оппонентами в многочисленных конфликтных ситуациях оказываются и руководитель, и отдельные сотрудники, и группы сотрудников. Рано или поздно происходит конфликт.

Чтобы избежать подобных конфликтных ситуаций, самое правильное — достичь   такой организационной структуры, при которой каждому руководителю подчинено не более трех-четырех под­разделений, а низовые кол­лективы насчитывают не бо­лее семи-восьми человек. Ес­ли же нормами управления, формируемыми в ведомствах в виде инструкций, низовые коллективы (бригады, бес­структурные участки, лабора­тории и т. п.) предусматри­ваются в десять-двенадцать и даже тридцать-сорок чело­век, руководитель вынужден будет в обход штатного расписания изменить структуру, подчинив себе непосред­ственно из подразделения, скажем, в пятнадцать человек, пять-шесть и передав остальных в подчинение двум-трем помощникам, избранным либо им самим, или коллекти­вом. Но он должен знать, что конфликтные ситуации тоже не исключены, поскольку его помощники станут начальниками без формальных оснований.