Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 59

Малов встретил Решетова с распростертыми объятиями: при­ехал его друг и, по-видимому, поможет справиться со всеми пробле­мами. Молодые же специалисты отнеслись к пополнению насто­роженно: не недоверие ли это со стороны начальства? Жене Малова прибытие Решетова и подавно пришлось не по вкусу.

В первые же дни Решетов обнаружил, что члены бригады во многом предъявляют к Малову правильные претензии. В дели­катной форме, один на один, он сообщил свое мнение Малову. Тот согласился, однако буквально на следующий день он любое замечание Решетова встречал в штыки, утверждая, что Решетов дискредитирует его в глазах бригады, старается подорвать его авторитет и лишить власти. Жена Малова ворчала по поводу «этих новоявленных учителей и начальников». Однако члены бри­гады Малова (за исключением его жены) все чаще открыто об­ращались за советами и указаниями к Решетову.

В течение следующей недели супруги Маловы фактически не работали на объекте. Малова несколько раз появлялась в бри­гаде, делала замечания в резком тоне и уходила. В конце неде­ли Малов сообщил, что они послали заявление директору НИИ с просьбой об увольнении, и через день супруги Маловы уехали домой. Еще через три дня на объект прибыли два инженера. Решетов организовал несколько звеньев, в каждое из которых входил молодой специалист и опытный инженер. Наладка пошла в высоком темпе и вовремя была закопчена.

Очевидно, что причина конфликта между бригадой наладчиков и супругами Маловыми кроется в недостаточ­ной компетентности последних, их неспособности правиль­но организовать работу. Но к этому нужно добавить и определенные личностные качества супругов, так как без такого «добавления» конфликта могло и не возникнуть. Предположим, что Маловы смогли бы непредвзято проа­нализировать сложившуюся конфликтную ситуацию и выявить ее реальные причины, найти силы признать пра­воту коллектива и учесть его мнение при организации ра­бот. Конфликт был бы предотвращен. Безусловно, это на­несло бы ущерб репутации Маловых как специалистов, но подняло бы их человеческий авторитет, так как умение честно и прямо признать своп ошибки обычно высоко це­нится окружающими. Однако этого не случилось. Причем конфликтной личностью, главным виновником столкнове­ний в бригаде оказалась, конечно же, Малова. Именно ее личностные особенности послужили причиной срыва наладочных работ, а затем и ухода супругов из института.

Личности подобного типа известны в психологии под названием ригидных. «Ригидный» — значит непластичный, не умеющий перестраиваться, т. е. учитывать в своем поведении изменения ситуации и обстоятельств, прини­мать во внимание мнения и точки зрения окружающих. Таково поведение Маловой — негибкость и прямолиней­ность, неспособность считаться с окружающими, понять точку зрения других людей отличают ее на всем протя­жении конфликта. Она со всеми одинакова: с мужем, с бригадой, с Решетовым. Грубость и бесцеремонность — ее универсальный стиль общения с окружающими.

Другая, не менее характерная, особенность ригидной личности — это честолюбие, потребность в постоянном под­тверждении собственной значимости, завышенная само­оценка. Поэтому все выражения почтения и восхищения со стороны окружающих воспринимаются ею как дол­жное, тогда как проявления неуважения и т. п. не вызы­вают у такой личности сомнений в собственных способ­ностях и объясняются враждебностью, некомпетентно­стью пли недобросовестностью окружающих.

Подобные качества плюс завышенная самооценка при­водят к тому, что в ситуации конфликта ригидная лич­ность проявляет болезненную обидчивость, подозритель­ность, повышенную чувствительность но отношению к действительным или мнимым несправедливостям.