Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 2

Марксистская социальная психология исходит из по­ложения исторического материализма, что с переходом от капитализма к социализму и формированием идейно-политической общности между людьми устраняется важ­нейшая объективная основа межгрупповых и внутригрупповых конфликтов в виде антагонистических классовых противоречий. Социалистическое общество основано на от­ношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи в группах и коллективах различного уровня, т. е. на взаимодействии, характер которого в идеале исключает конфликтность. Вместе с тем и при социализме сохраня­ются индивидуальные социально-психологические разли­чия людей, Которые обусловливают возникновение, разви­тие и разрешение неантагонистических по своей полити­ко-экономической природе конфликтов. Будучи субъек­тивной стороной борьбы противоречий, которая является сущностью процесса развития, такие конфликты в конеч­ном итоге полезны. Исключение, разумеется, составляют ситуации, в которых конфликт выходит за рамки процес­са развития и ставит под угрозу функционирование груп­пы или коллектива как системы деятельности.

Следует также учитывать, что в системах совместной деятельности участвуют люди, различные по профессио­нальной подготовленности, жизненному опыту, индиви­дуальным чертам характера и темперамента и т. д. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оцен­ки и мнения по значимым для группы или коллектива вопросам, порождают порой противоборство, которое час­то сопровождается эмоциональным возбуждением и при­обретает видимость конфликта. В некоторых ситуациях столкновения оценок и мнений заходят столь далеко, что интересы дела отходят на второй план, а борьба стано­вится самоцелью, оказывая дезинтегрирующее воздей­ствие на деятельность всего коллектива. Это уже не конф­ликт, и авторы книги на ряде примеров хорошо показыва­ют эти тонкие, не всегда легко различимые ситуации.

При изложении материала авторы исходят из анализа конкретных конфликтных ситуации и способов их разре­шения в реальных условиях руководства социалистиче­скими предприятиями, из опыта чтения курса лекций по конфликтам. В книге содержится плодотворная попытка авторов классифицировать конфликтные ситуации, создать типологию инцидентов по характеру их возникновения.

Авторы отработали обширный понятийный аппарат, дали хорошие дефиниции вводимым понятиям. Интерес­на постановка вопроса о «силе оппонентов» в конфликте, о сложности этого понятия и его структуре, о его дина­мике, о возможностях разрешения конфликта или о его дальнейшем усложнении. Есть много других положений, которые, как и книга в целом, заинтересуют читателя.

Ю.А. Шерковин, профессор, доктор психологических наук.

ОТ АВТОРОВ

Совершенствование управления производством становится в настоящее время одним из основных факторов развития народного хозяйства. В ближайшее десятилетие, как от­мечается в Основных направлениях экономического и со­циального развития СССР на 1981—1985 годы и на пери­од до 1990 года, предполагается «поднять уровень орга­низаторской работы, деловитость и оперативность во всех звеньях. Обобщать и активнее внедрять прогрессивные методы и передовой опыт в управлении...»1. Не случайно в последние годы резко возросли требования к руководи­телю промышленного производства, к научной обоснован­ности его управленческих решений.

Предлагаемая читателям книга посвящена одной из наиболее острых проблем в деятельности руководителя любого ранга — проблеме управления конфликтами и предназначена для того, чтобы хотя бы частично воспол­нить тот пробел в знаниях, который ощущает каждый руководитель, сталкиваясь с конфликтными ситуациями на производстве.

На протяжении нескольких лет авторы данной книги читали курс лекций по конфликтам руководителям сред­него и высшего звена управления в промышленности, стро­ительстве и исследовательско-проектной работе. Живой интерес, высокая активность слушателей при обсужде­нии конфликтных ситуаций, с одной стороны, и их часто полная неосведомленность в теоретических разработках по проблеме конфликтов — с другой, убедили нас в необходимости популяризации теоретических знаний о кон­фликтах2.