Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 8

Следовательно, конфликтная ситуация может суще­ствовать задолго до того, как произойдет прямое столкно­вение оппонентов. В действительности сама должность инженера-кулинара предполагает возможность конфликт­ных ситуаций, где объектом выступает право инженера требовать исполнения столовыми нормативных требова­ний, а оппонентами — управление ОРСа, с одной сторо­ны, и отдельные сотрудники или коллективы столовых — с другой. То же самое можно сказать о таких должностях, как, например, технические контролеры, нормировщики, ревизоры: возможность конфликтов заложена в их долж­ностных функциях. Заметим, что на месте Евдокимова легко вообразить некий автомат, который по определенной программе анализирует продукцию столовых. Функ­ционирование такого автомата не зависит от отношении с окружающими людьми (для него таких отношении про­сто не существует). Собственно, подобно автомату дей­ствует и Евдокимов. Выступая как должностное лицо, он абсолютно не задумывается над теми взаимоотношения­ми, которые сложились между ним и Ширковой, и, самое главное, не прогнозирует их возможных последствий. Ев­докимов, возможно, и не претендовал на обеды в отдель­ном кабинете. Можно было — обедал в кабинете директора, нельзя — пообедал в общем зале и не придал этому событию никакого значения. Как видим, грань, разде­ляющая поведение человека и поведение должностного лица очень тонка, почти незаметна. В нашем случае от­ношения инженера и директора вышли за рамки чисто деловых взаимодействии, поставив Евдокимова в психологическую зависимость от - Ширковой. Принимая добро­вольную заботу Ширковой, он породил у нее ожидание ответных услуг. Человек более проницательный, чем Ев­докимов, чувствовал бы на себе гнет этих ожидании и, предвидя их возможные последствия, либо отказался бы сам от этих услуг, либо просто не стал бы выступать на совещании против присуждения столовой первого места. Так, по крайней мере, прогнозировала Ширкова поведе­ние инженера, но Евдокимов проявил отсутствие всякой психологической интуиции и тем самым «заставил» Ширкову пустить в ход ситуацию, заготовленную впрок. Ос­паривать данные Евдокимова о качестве приготовляемой в столовой пищи было бесполезно. По нельзя ли, рассуж­дала Ширкова, попытаться поставить под сомнение его чисто человеческую репутацию, заставить усомниться участников совещания в его производственных выводах и тем самым переключить внимание комиссии с кон­фликта, но поводу несоответствия калорийности пищи в столовой принятым нормам на тот факт, что Евдо­кимов, злоупотребляя своим служебным положением, пользовался индивидуальным обслуживанием в столо­вой? Она учитывала, что обычно люди склонны не доверять суждениям тех, кто в чем-то дискредитировал себя.

Так конфликтная ситуация вылилась в открытый кон­фликт, начатый по инициативе одного из оппонентов — инженера-кулинара — и перешедший — по воле другого — из сферы деловых конфликтов в сферу личностных.

Окончание, данного конфликта, во многом зависит от того, заметят ли члены комиссии по подведению итогов соцсоревнования подмену одного конфликта другим т. е. подмену объекта и оппонентов в конфликте, сумеют ли разделить вопрос о соответствии калорийности пищи в столовой принятым нормам и вопрос о поведении инже­нера-кулинара Евдокимова.

Как видно, инцидент может возникнуть по инициати­ве оппонентов (или одного из них) и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоя­тельств (например, выпуска бракованной продукции), либо случайности (например, ошибки, совершенной руково­дителем из-за незнания психологических закономерностей функционирования человеческих групп и коллективов).

Аналогично и конфликтные ситуации могут возникать либо по инициативе оппонентов, либо объективно, неза­висимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может «передаваться по наследству», переходить к новым оппонентам даже в случае, когда начало ее по­ложено не объективными обстоятельствами, а случайностью или когда причины конфликта давно исчезли.