Следовательно, конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. В действительности сама должность инженера-кулинара предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом выступает право инженера требовать исполнения столовыми нормативных требований, а оппонентами — управление ОРСа, с одной стороны, и отдельные сотрудники или коллективы столовых — с другой. То же самое можно сказать о таких должностях, как, например, технические контролеры, нормировщики, ревизоры: возможность конфликтов заложена в их должностных функциях. Заметим, что на месте Евдокимова легко вообразить некий автомат, который по определенной программе анализирует продукцию столовых. Функционирование такого автомата не зависит от отношении с окружающими людьми (для него таких отношении просто не существует). Собственно, подобно автомату действует и Евдокимов. Выступая как должностное лицо, он абсолютно не задумывается над теми взаимоотношениями, которые сложились между ним и Ширковой, и, самое главное, не прогнозирует их возможных последствий. Евдокимов, возможно, и не претендовал на обеды в отдельном кабинете. Можно было — обедал в кабинете директора, нельзя — пообедал в общем зале и не придал этому событию никакого значения. Как видим, грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица очень тонка, почти незаметна. В нашем случае отношения инженера и директора вышли за рамки чисто деловых взаимодействии, поставив Евдокимова в психологическую зависимость от - Ширковой. Принимая добровольную заботу Ширковой, он породил у нее ожидание ответных услуг. Человек более проницательный, чем Евдокимов, чувствовал бы на себе гнет этих ожидании и, предвидя их возможные последствия, либо отказался бы сам от этих услуг, либо просто не стал бы выступать на совещании против присуждения столовой первого места. Так, по крайней мере, прогнозировала Ширкова поведение инженера, но Евдокимов проявил отсутствие всякой психологической интуиции и тем самым «заставил» Ширкову пустить в ход ситуацию, заготовленную впрок. Оспаривать данные Евдокимова о качестве приготовляемой в столовой пищи было бесполезно. По нельзя ли, рассуждала Ширкова, попытаться поставить под сомнение его чисто человеческую репутацию, заставить усомниться участников совещания в его производственных выводах и тем самым переключить внимание комиссии с конфликта, но поводу несоответствия калорийности пищи в столовой принятым нормам на тот факт, что Евдокимов, злоупотребляя своим служебным положением, пользовался индивидуальным обслуживанием в столовой? Она учитывала, что обычно люди склонны не доверять суждениям тех, кто в чем-то дискредитировал себя.
Так конфликтная ситуация вылилась в открытый конфликт, начатый по инициативе одного из оппонентов — инженера-кулинара — и перешедший — по воле другого — из сферы деловых конфликтов в сферу личностных.
Окончание, данного конфликта, во многом зависит от того, заметят ли члены комиссии по подведению итогов соцсоревнования подмену одного конфликта другим т. е. подмену объекта и оппонентов в конфликте, сумеют ли разделить вопрос о соответствии калорийности пищи в столовой принятым нормам и вопрос о поведении инженера-кулинара Евдокимова.
Как видно, инцидент может возникнуть по инициативе оппонентов (или одного из них) и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств (например, выпуска бракованной продукции), либо случайности (например, ошибки, совершенной руководителем из-за незнания психологических закономерностей функционирования человеческих групп и коллективов).
Аналогично и конфликтные ситуации могут возникать либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может «передаваться по наследству», переходить к новым оппонентам даже в случае, когда начало ее положено не объективными обстоятельствами, а случайностью или когда причины конфликта давно исчезли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.