Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 76

2 По этой тематике издано немало работ. См., например:

Ершов А. А. Личность и коллектив. (Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). Л.: Знание, 1976; Кичанова И. М. Конфликты: за и против. М.: Молодая гвардия, 1978; Орлова Э. А. Диагностическая функция конфликта.— В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1978; Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.— В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977; Смолин Г. Л. Принципы исследования конфликта.— Вопросы философии, 1968, № 8; Соснин В. А. К исследованию конфликтов в социальной психологии США.— В кн.: Социально-психологический климат. М.: Наука, 1970; Храмов В. О. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производст­венном коллективе. М., 1977, и др.

3 Следует отметить, что мы не ставили своей целью провести философский и социологический анализ конфликтов, а ограничи­лись лишь узкоприкладным, управленческим аспектом данной проблемы.

1 Конфликты, возникающие на уровне организации и ее подразделений, являются объектом изучения социологии (Пригожин А. И. Социология организаций. М.: Наука, 1980, с. 113—114) и организационной науки (Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. М.: Прогресс, 1971. с. 72—75; (О'Шонссси. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979, с. 74—76). Меж- и внутригрупповые конфликты изучаются социальной психологией (Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат. 1975, с. 127—140), а влияние конфликта на поведение и психику личности — психо­логией.

2 Субъектные конфликтные ситуации — это ситуации, порож­денные субъектом конфликта: человеком, группой, организацией и т. д., а не объективными обстоятельствами.

3 Способы разрешения объективных конфликтных ситуации, возникающих между работниками, которые выполняют противо­речащие друг другу задания, рассматривает, в частности, С. Ко­валевский в своей книге «Руководитель и подчиненный» (М.: Про­гресс, Г.Г73, с. 45—48).

4 См. об этом, в частности: Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.— В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психо­логии. М.: Изд-во МГУ, 1977, с, 132-133.

5 С. Ковалевский, основываясь на исследованиях американ­ского психолога А. Залезника, таким образом описывает эту зако­номерность: «Если при встрече начальника с подчиненным хоть раз произошел конфликт, то целый ряд обстоятельств способству­ет тому, чтобы этот конфликт возрастал и обострялся. Дело в том, что здесь сразу начинают действовать эмоциональные факторы. Этот механизм обострения конфликта, очевидно, является для учреждения крайне нежелательным. Речь идет о том, чтобы не только до него не допустить, но, напротив, привести в действие механизм, работающий в обратном направлении. Здесь А. Залезник рекомендует следующий метод. Конфликт необходимо разло­жить на составные части. Если его рассматривать пункт за пунк­том, то он утрачивает эмоциональное напряжение и его стано­вится гораздо легче урегулировать. Подобную операцию А. Залезник называет «объективацией конфликта» (см.: Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. М.: Прогресс» 1973, с. 107).

1 Аналогичная ситуация показана, в частности, в фильме «Что нужно Кузнецову».

1 Время города и условия его использования, Новосибирск: Наука, 1976, с, 33

2 Более подробно о референтных пли, как их еще называют, эталонных группах см.: Шибутани Т. Социальная психология. М.; Прогресс, 1969, с. 206—215.

3 Свенцицкпй А. Л. Социально-психологические проблемы уп­равления. Л.:. Изд-во ЛГУ, 1975, с. 57—01.

4 Подробно об этом см.: Гибш Г., Форверг М. Введение в марк­систскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972,

5 Антонов С. Карьера,—Наш современник, 1975, № 3, с. 167.

1 См., например: Шибутани Т. Социальная психология. М.; Прогресс, 1969, с. 302.