2 По этой тематике издано немало работ. См., например:
Ершов А. А. Личность и коллектив. (Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). Л.: Знание, 1976; Кичанова И. М. Конфликты: за и против. М.: Молодая гвардия, 1978; Орлова Э. А. Диагностическая функция конфликта.— В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1978; Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.— В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977; Смолин Г. Л. Принципы исследования конфликта.— Вопросы философии, 1968, № 8; Соснин В. А. К исследованию конфликтов в социальной психологии США.— В кн.: Социально-психологический климат. М.: Наука, 1970; Храмов В. О. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном коллективе. М., 1977, и др.
3 Следует отметить, что мы не ставили своей целью провести философский и социологический анализ конфликтов, а ограничились лишь узкоприкладным, управленческим аспектом данной проблемы.
1 Конфликты, возникающие на уровне организации и ее подразделений, являются объектом изучения социологии (Пригожин А. И. Социология организаций. М.: Наука, 1980, с. 113—114) и организационной науки (Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. М.: Прогресс, 1971. с. 72—75; (О'Шонссси. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979, с. 74—76). Меж- и внутригрупповые конфликты изучаются социальной психологией (Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат. 1975, с. 127—140), а влияние конфликта на поведение и психику личности — психологией.
2 Субъектные конфликтные ситуации — это ситуации, порожденные субъектом конфликта: человеком, группой, организацией и т. д., а не объективными обстоятельствами.
3 Способы разрешения объективных конфликтных ситуации, возникающих между работниками, которые выполняют противоречащие друг другу задания, рассматривает, в частности, С. Ковалевский в своей книге «Руководитель и подчиненный» (М.: Прогресс, Г.Г73, с. 45—48).
4 См. об этом, в частности: Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.— В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977, с, 132-133.
5 С. Ковалевский, основываясь на исследованиях американского психолога А. Залезника, таким образом описывает эту закономерность: «Если при встрече начальника с подчиненным хоть раз произошел конфликт, то целый ряд обстоятельств способствует тому, чтобы этот конфликт возрастал и обострялся. Дело в том, что здесь сразу начинают действовать эмоциональные факторы. Этот механизм обострения конфликта, очевидно, является для учреждения крайне нежелательным. Речь идет о том, чтобы не только до него не допустить, но, напротив, привести в действие механизм, работающий в обратном направлении. Здесь А. Залезник рекомендует следующий метод. Конфликт необходимо разложить на составные части. Если его рассматривать пункт за пунктом, то он утрачивает эмоциональное напряжение и его становится гораздо легче урегулировать. Подобную операцию А. Залезник называет «объективацией конфликта» (см.: Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. М.: Прогресс» 1973, с. 107).
1 Аналогичная ситуация показана, в частности, в фильме «Что нужно Кузнецову».
1 Время города и условия его использования, Новосибирск: Наука, 1976, с, 33
2 Более подробно о референтных пли, как их еще называют, эталонных группах см.: Шибутани Т. Социальная психология. М.; Прогресс, 1969, с. 206—215.
3 Свенцицкпй А. Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.:. Изд-во ЛГУ, 1975, с. 57—01.
4 Подробно об этом см.: Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972,
5 Антонов С. Карьера,—Наш современник, 1975, № 3, с. 167.
1 См., например: Шибутани Т. Социальная психология. М.; Прогресс, 1969, с. 302.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.