Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 46

Если группа осуществляет разнообразную деятель­ность в различных условиях, то лидер, как правило, не сможет обеспечить всех нужд группы. Это в особенности относится к профессиональным группам, основа соз­дания и существования которых — организация (пред­приятия, НИИ и т. п.), но которые интенсивно общаются и вне организации. В таких группах может быть несколь­ко специализированных лидеров. Каждый из них выпол­няет организационные функции в своей области — на работе, на рыбалке, в походе, на вечеринках и т. д. Тот или иной член группы может быть лидером в какой-то одной из ситуаций. Именно так и бывает в наиболее спло­ченных, внутренне организованных группах. Трудно себе представить, чтобы один человек из группы, даже с не­обыкновенно богатым жизненным опытом, огромным за­пасом эмоциональной энергии, стал признанным знатоком во всех областях жизни.

Далее мы будем вести речь о лидере, определившемся лишь для одного типа ситуаций — чисто профессиональ­ного, производственного.

Ситуация 14. Планово-распределительное бюро цеха состояло из четырех сотрудниц и начальника бюро. Конторские помещения цеха были разбросаны во временных кабинетах, и потому началь­ник бюро Парыгин сидел отдельно от своих сотрудниц. Сотруд­ницы бюро образовали сплоченную группу. Внешне казалось, что ведущую роль в ней играла Осокина, женщина лет пятидесяти. Выделялась еще одна сотрудница — Уколова, тихая, спокойная, привыкшая брать на себя все хлопоты по бытовому обслуживанию группы — разводить и поливать цветы, готовить чай, выполнять мелкие просьбы остальных. Еще две сотрудницы — Сорокина и Пащенко — ничем не выделялись. Всё в бюро шло хорошо, кон­фликтов ни внутри группы, ни с начальником бюро не возникало. Парыгину чаще всего даже не приходилось давать индивидуаль­ных заданий. Он, когда возникала необходимость, входил в ком­нату и объяснял, что надо сделать, первой попавшейся сотруд­нице. Сбоев никогда не бывало. Но вот Осокина собралась уходить на пенсию. Ее торжественно проводили, и опять все пошло нор­мально.

Однако Парыгин решил укрепить бюро и на вакантную ставку принял Редько, женщину лет тридцати пяти-сорока, имею­щую среднее техническое образование и работавшую до этого в планово-распределительном бюро соседнего цеха. И вдруг ка­чество работы бюро понизилось — не все задания выполнялись в срок, появились вопросы, ранее не возникавшие, хотя задания не отличались особой новизной. Парыгин почувствовал, что в отношениях сотрудниц появилась напряженность. Они были чем-то недовольны. У него иногда создавалось впечатление, что своими приходами он прерывал неприятные разговоры.

Все выяснилось летом, когда вернулась с курорта Сорокина. В это время Редько вдруг принесла в партком заявление, в кото­ром обвиняла Сорокину в аморальном поведении на курорте, на что ни администрация, ни общественные организации, хорошо зная Сорокину, не отреагировали. Но теперь стало ясно, что баталии в группе разворачиваются между Сорокиной и Редько. Парыгин пристальнее стал разбираться во взаимоотношениях, навестил ушедшую на пенсию Осокину и с удивлением обнару­жил, что Осокина всегда ориентировалась на мнение Сорокиной, как женщины спокойной, знающей и разумной. Парыгин уста­новил, что в составе прежнего бюро Редько была единственным сотрудником со средним специальным образованием и пользова­лась непререкаемым авторитетом среди коллег. Парыгин добился перевода Редько на прежнее место, и обстановка в бюро быстро нормализовалась.

В данном случае столкнулись реальный, действующий лидер и претендент на эту позицию. Сорокина была ли­дером в группе всегда, поэтому уход Осокиной, по суще­ству, ничего не изменил. Но с приходом Редько появился новый претендент на роль лидера, что вызвало сопротив­ление Сорокиной. Поэтому решение Парыгина о немед­ленном переводе Редько было верным: два человека, пре­тендующих на одну и ту же позицию управления коллек­тивом в одних и тех же ситуациях, не смогли бы спокой­но, мирно сосуществовать. Парыгин допустил ошибку ра­нее, предварительно не узнав, что собой представляет Редько как личность, каков стиль ее взаимоотношений с коллективом. Когда работни­ка принимают «с улицы», сделать это нелегко: для вы­яснения возможных претен­зий человека в группе нуж­ны специальные методы.