Лидер и администратор далеко не всегда находятся в дружеских или нейтральных отношениях. Отношения между ними могут быть неприязненными и даже враждебными. Но это не означает, что лидер развивает некую «вредную» деятельность, мешая производству или нормальной работе организации. Лидер и администратор находятся на различных позициях. Забота лидера — сплоченность и благополучие неформальной группы. Поведение лидера, пределы его власти определяются групповыми нормами и ситуацией. Заботы администратора определяются в первую очередь интересами производства и всего коллектива. Его поведение зависит от производственной ситуации и формальных предписаний, пределы власти — от соответствующих инструкций. Если администратор основное внимание начнет уделять той группе, членом которой он состоит, защищать ее интересы в первую очередь, он почти всегда окажется плохим администратором. И, наоборот, если в силу каких-то обстоятельств лидер станет главным образом преследовать интересы коллектива в целом, интересы производства, пренебрегая своей группой, он перестанет быть лидером. Однако объектом управления для того и другого служит одна и та же группа. Поэтому время от времени как лидер, так и администратор нарушают «суверенные» права друг друга — лидер вмешивается в производство, а администратор не может обойти отношения между людьми. Конфликтная ситуация, таким образом, налицо. Разумеется, в зависимости от характеров, личностных особенностей лидера и администратора конфликт может возникнуть, а может и не возникнуть.
В рассмотренной ситуации Коростылева как лидер явно претендовала и на позицию администратора, так что конфликт был неизбежен. Можно ли было предотвратить его простым и радикальным способом — избавившись от Коростылевой, переведя ее в другое подразделение, либо вообще уволив с завода? Вероятно, нет, поскольку Коростылева не давала никаких поводов, которые могли бы оправдать применение к ней административных санкций, к тому же, уход Коростылевой мог повлечь за собой уход всей группы работниц, для которых она была лидером, и существенно осложнить производственную ситуацию. Кроме того, грубое вмешательство в систему сложившихся взаимоотношений не прошло бы бесследно — неспокойная обстановка в смене длилась бы до тех пор, пока снова не образовались новые группы и не появился новый лидер. Причем нет никакой гарантии, что последний был бы лучше прежнего.
Нужно сказать, что некоторые администраторы чересчур настороженно относятся к деятельности лидера, стремятся всячески потеснить его с занимаемых позиций. Такая тактика обычно кончается провалом администратора, ибо всякие нападки на лидера лишь укрепляют его позицию в группе и сплачивают группу вокруг пего.
Гораздо разумнее администратору попытаться привлечь лидера на свою сторону, опереться на его реальную власть, сделать своим союзником. Почему-то мы часто считаем, что управлять коллективом — значит подчинить себе людей в явной форме, командовать ими. Это совсем не так. Управлять — значить создавать такую обстановку, в которой с необходимостью будет получен запланированный результат. Поэтому для администратора совсем не зазорно ориентироваться на лидера, в некоторых отношениях оказаться в подчинении у него, демонстрировать уважение к нему и его возможностям. Как это ни парадоксально, но подобное поведение только повысит авторитет администратора, а не ущемит его.
Но что делать, если лидера не удаемся привлечь на свою сторону или если он и администратор не хотят поступиться друг перед другом ничем, вступают в борьбу? Ясно, что в этом случае в подразделении должен остаться один из них. Кто? Анализ ситуации 15 показывает вроде бы, что формальную власть надо отдать тому, кто обладает реальной властью. Однако вспомним ситуацию 3, где передача власти лидерам групп привела бы к полному развалу производства — ведь там лидеры ориентировались отнюдь не на нужды организации. Следовательно, жесткая позиция начальника цеха по отношению к лидерам в той обстановке была вполне оправдана. В создавшихся условиях конфликт был не только необходим, а оказался единственным выходом и любая миротворческая деятельность нанесла бы организации, в конечном счете, и людям, в ней работающим, большой ущерб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.