Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 50

Лидер и администратор далеко не всегда находятся в дружеских или нейтральных отношениях. Отношения между ними могут быть неприязненными и даже враж­дебными. Но это не означает, что лидер развивает некую «вредную» деятельность, мешая производству или нор­мальной работе организации. Лидер и администратор находятся на различных позициях. Забота лидера — сплоченность и благополучие неформальной группы. Поведение лидера, пределы его власти определяются групповыми нормами и ситуацией. Заботы администратора определяются в первую очередь интересами производ­ства и всего коллектива. Его поведение зависит от произ­водственной  ситуации  и формальных  предписаний, пределы власти — от соответствующих инструкций. Если администратор основное внимание начнет уделять той группе, членом которой он состоит, защищать ее интере­сы в первую очередь, он почти всегда окажется плохим администратором. И, наоборот, если в силу каких-то обстоятельств лидер станет главным образом преследо­вать интересы коллектива в целом, интересы производст­ва, пренебрегая своей группой, он перестанет быть лиде­ром. Однако объектом управления для того и другого служит одна и та же группа. Поэтому время от времени как лидер, так и администратор нарушают «суверенные» права друг друга — лидер вмешивается в производство, а администратор не может обойти отношения между людьми. Конфликтная ситуация, таким образом, налицо. Разумеется, в зависимости от характеров, личностных особенностей лидера и администратора конфликт может возникнуть, а может и не возникнуть.

В рассмотренной ситуации Коростылева как лидер явно претендовала и на позицию администратора, так что конфликт был неизбежен. Можно ли было предотвратить его простым и радикальным способом — избавившись от Коростылевой, переведя ее в другое подразделение, либо вообще уволив с завода? Вероятно, нет, поскольку Коростылева не давала никаких поводов, которые могли бы оправдать применение к ней административных санкций, к тому же, уход Коростылевой мог повлечь за собой уход всей группы работниц, для которых она была лидером, и существенно осложнить производственную ситуацию. Кроме того, грубое вмешательство в систему сложивших­ся взаимоотношений не прошло бы бесследно — неспокой­ная обстановка в смене длилась бы до тех пор, пока снова не образовались новые группы и не появился новый ли­дер. Причем нет никакой гарантии, что последний был бы лучше прежнего.

Нужно сказать, что некоторые администраторы че­ресчур настороженно относятся к деятельности лидера, стремятся всячески потеснить его с занимаемых позиций. Такая тактика обычно кончается провалом администрато­ра, ибо всякие нападки на лидера лишь укрепляют его позицию в группе и сплачивают группу вокруг пего.

Гораздо разумнее администратору попытаться привлечь лидера на свою сторону, опереться на его реальную власть, сделать своим союзником. Почему-то мы часто считаем, что управлять коллективом — значит подчинить себе людей в явной форме, командовать ими. Это совсем не так. Управлять — значить создавать такую обстановку, в которой с необходимостью будет получен запланирован­ный результат. Поэтому для администратора совсем не зазорно ориентироваться на лидера, в некоторых отноше­ниях оказаться в подчинении у него, демонстрировать уважение к нему и его возможностям. Как это ни пара­доксально, но подобное поведение только повысит авто­ритет администратора, а не ущемит его.

Но что делать, если лидера не удаемся привлечь на свою сторону или если он и администратор не хотят поступиться друг перед другом ничем, вступают в борьбу? Ясно, что в этом случае в подразделении должен остаться один из них. Кто? Анализ ситуации 15 показывает вроде бы, что формальную власть надо отдать тому, кто облада­ет реальной властью. Однако вспомним ситуацию 3, где передача власти лидерам групп привела бы к полному развалу производства — ведь там лидеры ориентировались отнюдь не на нужды организации. Следовательно, жест­кая позиция начальника цеха по отношению к лидерам в той обстановке была вполне оправдана. В создавшихся условиях конфликт был не только необходим, а оказался единственным выходом и любая миротворческая деятель­ность нанесла бы организации, в конечном счете, и людям, в ней работающим, большой ущерб.