Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 41

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Предвидеть развитие межгрупповых и внутригрупповых взаимодействий невозможно без знания общих за­кономерностей жизни и развития неформальных групп, среди которых главная роль принадлежит закономерно­стям формирования групповых норм. Именно они обра­зуют ту центральную ось, вокруг которой разворачивают­ся все события в группе. Мы видели, что конфликт норм может стать причиной непринятия нового члена в группу (ситуация 9) или причиной раскола уже сложившейся группы (ситуация 11).

Что же представляют собой групповые нормы? Какова их специфика и функции, выполняемые в группе?

В отличие от экономических, технологических и про­чих норм, существующих в организации и регламенти­рующих деятельность работников, групповые нормы не задаются извне. Они складываются спонтанно и есте­ственно в процессе функционирования группы и пред­ставляют собой стандартные правила поведения, которых придерживаются ее члены. В некоторых группах, обычно давно существующих и высокосплоченных, складываются и, нормы отношения к окружающим людям и событиям.

Непреложность возникновения норм в любой группе людей, которые более или менее длительное время взаимодействуют друг с другом, объясняется том, что нормы выполняют жизненно важные функции.

Во-первых, нормы обеспечивают предсказуемость по­ведения окружающих: зная нормы, существующие в группе, и зная, что человек принадлежит к данной груп­пе, без особого труда можно предвидеть его поведение в различных ситуациях.

Во-вторых, нормы позволяют стандартно реагировать на стандартные ситуации, реагировать не задумываясь, не рискуя попасть в неприятность, либо создать ее дру­гим. С этой точки зрения нормы оказываются фактором стабилизации всех отношений.

В-третьих, нормы избавляют человека от тревоги и неопределенности. При отсутствии общих норм и пра­вил поведения в группе или незнании этих правил чело­век не представляет, что можно ждать от окружающих и как себя вести, чтобы не навлечь осуждение. Медикам-психологам, например, хорошо известно, что длительное пребывание человека в среде с незнакомыми пли чужды­ми нормами часто приводит к нервным перегрузкам, ко­торые могут вызвать болезни сердечно-сосудистой систе­мы, желудочно-кишечного тракта, неврозы и т. д.

В-четвертых, нормы позволяют эффективно осущест­влять любой вид совместной деятельности. Они становятся как бы коллективным организатором и координатором, определяют эффективность деятельности не только груп­пы в целом, но и каждого ее члена.

И, наконец, в-пятых, нормы создают индивидуальное «лицо» каждой группы. Чем дольше существует группа, тем больше возникает в ней собственных норм и традиций (начиная с норм продуктивности деятельности, норм от­ношения к организации в целом и кончая сложившимися в группе стилем поведения, манерой одеваться, вести раз­говор и т. д.), тем более своеобразной и непохожей на другие группы она становится.

Таким образом, формирование общих для всех членов группы норм поведения и отношений к окружающим лю­дям, явлениям, событиям и есть механизм становления и развития неформальной группы. На первом этапе станов­ления группы, когда ее члены еще не знакомы друг с дру­гом, каждый из них в своем поведении и, в частности, в производственной деятельности руководствуется соб­ственными, вынесенными из прошлого опыта нормами по­ведения. В процессе взаимодействия друг с другом члены группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого. Если нормы эти оказываются достаточно похо­жими, начинается процесс их сближения. Это происходит за счет действия психологического механизма, о котором уже упоминалось при анализе ситуации 11: сходство ин­дивидуальных норм, взглядов и ценностей вызывает чув­ство взаимной симпатии между членами группы, а это приводит к еще большему сближению норм и выработке в конечном счете единой групповой нормы.