Предвидеть развитие межгрупповых и внутригрупповых взаимодействий невозможно без знания общих закономерностей жизни и развития неформальных групп, среди которых главная роль принадлежит закономерностям формирования групповых норм. Именно они образуют ту центральную ось, вокруг которой разворачиваются все события в группе. Мы видели, что конфликт норм может стать причиной непринятия нового члена в группу (ситуация 9) или причиной раскола уже сложившейся группы (ситуация 11).
Что же представляют собой групповые нормы? Какова их специфика и функции, выполняемые в группе?
В отличие от экономических, технологических и прочих норм, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников, групповые нормы не задаются извне. Они складываются спонтанно и естественно в процессе функционирования группы и представляют собой стандартные правила поведения, которых придерживаются ее члены. В некоторых группах, обычно давно существующих и высокосплоченных, складываются и, нормы отношения к окружающим людям и событиям.
Непреложность возникновения норм в любой группе людей, которые более или менее длительное время взаимодействуют друг с другом, объясняется том, что нормы выполняют жизненно важные функции.
Во-первых, нормы обеспечивают предсказуемость поведения окружающих: зная нормы, существующие в группе, и зная, что человек принадлежит к данной группе, без особого труда можно предвидеть его поведение в различных ситуациях.
Во-вторых, нормы позволяют стандартно реагировать на стандартные ситуации, реагировать не задумываясь, не рискуя попасть в неприятность, либо создать ее другим. С этой точки зрения нормы оказываются фактором стабилизации всех отношений.
В-третьих, нормы избавляют человека от тревоги и неопределенности. При отсутствии общих норм и правил поведения в группе или незнании этих правил человек не представляет, что можно ждать от окружающих и как себя вести, чтобы не навлечь осуждение. Медикам-психологам, например, хорошо известно, что длительное пребывание человека в среде с незнакомыми пли чуждыми нормами часто приводит к нервным перегрузкам, которые могут вызвать болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, неврозы и т. д.
В-четвертых, нормы позволяют эффективно осуществлять любой вид совместной деятельности. Они становятся как бы коллективным организатором и координатором, определяют эффективность деятельности не только группы в целом, но и каждого ее члена.
И, наконец, в-пятых, нормы создают индивидуальное «лицо» каждой группы. Чем дольше существует группа, тем больше возникает в ней собственных норм и традиций (начиная с норм продуктивности деятельности, норм отношения к организации в целом и кончая сложившимися в группе стилем поведения, манерой одеваться, вести разговор и т. д.), тем более своеобразной и непохожей на другие группы она становится.
Таким образом, формирование общих для всех членов группы норм поведения и отношений к окружающим людям, явлениям, событиям и есть механизм становления и развития неформальной группы. На первом этапе становления группы, когда ее члены еще не знакомы друг с другом, каждый из них в своем поведении и, в частности, в производственной деятельности руководствуется собственными, вынесенными из прошлого опыта нормами поведения. В процессе взаимодействия друг с другом члены группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого. Если нормы эти оказываются достаточно похожими, начинается процесс их сближения. Это происходит за счет действия психологического механизма, о котором уже упоминалось при анализе ситуации 11: сходство индивидуальных норм, взглядов и ценностей вызывает чувство взаимной симпатии между членами группы, а это приводит к еще большему сближению норм и выработке в конечном счете единой групповой нормы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.