Глава, в которой вводятся основные понятия, необходимые для анализа конфликтов, рассматриваются типы конфликтов и способы их разрешения. Материалом для анализа служат примеры и факты, взятые из жизни. Иногда мы опускали в них некоторые детали и подробности, но всегда стремились сохранить общую логику развития событий.
Ситуация 1. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги социалистического соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая № 3. Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой № 3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которого может являться либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано.
Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. «Как вам не стыдно — обрушилась она на Евдокимова,— использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая — ближайшая к управлению и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому обычно он обедал у меня в кабинете, я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. По вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить — была занята — и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».
Итак — конфликт. Попытаемся на этом примере разобраться в конфликте, определить его составляющие. Приведенная ситуация более всего соответствует нашим целям. Во-первых, при внешней простоте, небольшом количестве людей, втянутых в конфликт, она дает нам материал для введения всех понятий, необходимых для анализа и прогнозирования развития самых сложных ситуаций. Во-вторых, на глазах у читателя этот конфликт переходит из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную. Такое превращение типично для многих конфликтов, но в сложных ситуациях оно малозаметно и обнаруживается, когда какие-либо меры принимать уже поздно.
Основа конфликта между директором столовой и инженером-кулинаром существовала еще до его возникновения. Ведь Ширкова ожидала конфликта и даже готовилась к нему. Это ожидание, вероятно, основывалось на неблагополучии в работе столовой, на возможности неожиданного контроля и санкций по его результатам. Ширкова мысленно уже видела себя и Евдокимова по разные стороны баррикады, хотя никаких столкновений еще не происходило. Значит, объект конфликта существовал, существовали и участники будущего конфликта, но самого конфликта еще не было, не было, так сказать, открытых столкновений, осознаваемых участниками как конфликт. Это и есть база конфликта. Ее мы будем называть конфликтной ситуацией. Таким образом, элементами конфликтной ситуации являются участники и объект конфликта.
Правда, термин «участники» не очень удачен, так как он не различает сторонников и противников в конфликте. Стороны, сталкивающиеся в конфликте, неправомерно было бы называть противниками, поскольку этот термин песет большую эмоциональную нагрузку — в реальных конфликтах сталкивающиеся между собой стороны далеко не всегда ощущают себя противниками, не всегда находятся во враждебных отношениях. Поэтому для обозначения участников конфликта мы выбрали термин «оппоненты», что в переводе с латинского означает «противополагающий, возражающий, противник в споре». В нашем случае оппонентами выступают, с одной стороны, Ширкова, с другой — Евдокимов, но не как отдельные личности, а как представители разных организаций: Евдокимов как представитель ОРСа, Ширкова как представитель коллектива столовой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.