Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 4

Глава, в которой вводятся основные понятия, необходи­мые для анализа конфликтов, рассматриваются типы кон­фликтов и способы их разрешения. Материалом для ана­лиза служат примеры и факты, взятые из жизни. Иногда мы опускали в них некоторые детали и подробности, но всегда стремились сохранить общую логику развития со­бытий.

КТО, КОГДА, ПОЧЕМУ

Ситуация 1. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги социалистического соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая № 3. Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что прове­денные им на днях анализы в столовой № 3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которого может являться либо недовложение продуктов, либо нарушение техноло­гии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано.

Выступление Евдокимова вызвало негодование директора сто­ловой Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с боль­шим опытом работы в общественном питании. «Как вам не стыд­но — обрушилась она на Евдокимова,— использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая — ближайшая к управлению и Евдокимов часто за­ходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, по­этому обычно он обедал у меня в кабинете, я сама его обслужи­вала, чтобы никого не отрывать от работы. По вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить — была занята — и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».

Итак — конфликт. Попытаемся на этом примере разо­браться в конфликте, определить его составляющие. Приведенная ситуация более всего соответствует нашим це­лям. Во-первых, при внешней простоте, небольшом коли­честве людей, втянутых в конфликт, она дает нам мате­риал для введения всех понятий, необходимых для анализа и прогнозирования развития самых сложных си­туаций. Во-вторых, на глазах у читателя этот конфликт переходит из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную. Такое превращение типично для многих кон­фликтов, но в сложных ситуациях оно малозаметно и об­наруживается, когда какие-либо меры принимать уже поздно.

Основа конфликта между директором столовой и инженером-кулинаром существовала еще до его возникнове­ния. Ведь Ширкова ожидала конфликта и даже готови­лась к нему. Это ожидание, вероятно, основывалось на неблагополучии в работе столовой, на возможности не­ожиданного контроля и санкций по его результатам. Ширкова мысленно уже видела себя и Евдокимова по разные стороны баррикады, хотя никаких столкновений еще не происходило. Значит, объект конфликта суще­ствовал, существовали и участники будущего конфликта, но самого конфликта еще не было, не было, так сказать, открытых столкновений, осознаваемых участниками как конфликт. Это и есть база конфликта. Ее мы будем назы­вать конфликтной ситуацией. Таким образом, элементами конфликтной ситуации являются участники и объект кон­фликта.

Правда, термин «участники» не очень удачен, так как он не различает сторонников и противников в конфликте. Стороны, сталкивающиеся в конфликте, неправомерно было бы называть противниками, поскольку этот термин песет большую эмоциональную нагрузку — в реальных конфликтах сталкивающиеся между собой стороны далеко не всегда ощущают себя противниками, не всегда нахо­дятся во враждебных отношениях. Поэтому для обозначе­ния участников конфликта мы выбрали термин «оппоненты», что в переводе с латинского означает «противополагающий, возражающий, противник в споре». В нашем случае оппонентами выступают, с одной стороны, Шир­кова, с другой — Евдокимов, но не как отдельные лично­сти, а как представители разных организаций: Евдоки­мов как представитель ОРСа, Ширкова как представитель коллектива столовой.