Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 66

Самая короткая глава, в которой подводятся итоги обсуждению конфликтов в организации и предпринима­ется попытка определить эффективность конфликта.

Итак, в любой организации мы без труда фиксируем наличие многочисленных источников конфликтных ситуа­ций — это и конфликтогенные организационные структу­ры, и противоречивые отношения и цели технологических и экономических служб, и групповые взаимодействия, и человеческие страсти. Иногда конфликты оказываются следствием ошибочно сконструированной структуры, иногда — ошибок людей, иногда одним из рычагов управ­ления или неизбежным следствием тех или иных необхо­димых и полезных действий. Наконец, многочисленны случаи, когда конфликт оказывается единственным путем достижения поставленных целей.

Конфликт может иметь разнообразные последствия в различных областях жизни организации, во взаимоот­ношениях людей. То действие, которое производит он в организации, его влияние удобно классифицировать и рассматривать по ранее введенным подсистемам — орга­низационно-технологической, экономической и социально-психологической — и их характеристикам. Начнем с орга­низационно-технологической системы.

В ситуации 2 гальванический цех завода представля­ет собой постоянный источник конфликтов. Конфликты происходят и внутри цеха (между бюро технического контроля, с одной стороны, и персоналом цеха и началь­ником  цеха — с другой) и между  гальваническим и остальными цехами. Видимо, ошибки и просчеты были допущены при конструировании системы управления. Бюро технического контроля создавалось именно в гальваническом цехе наверняка из благих побуждений, и можно найти немало аргументов в пользу такой систе­мы контроля. Гальванический цех — место, где лучше всего выявляется брак, допущенный на предыдущих переделах и, возможно, ранее не замеченный. Поэтому технический контроль должен быть особенно тщательным после гальванообработки. Однако работникам отдела контроля довольно сложно разобраться в том, на какой именно стадии и кем был допущен данный брак. В этом более сведущи технологи, в том числе технологи гальва­нического цеха. Видимо, учитывалось также, что незна­чительный брак будет исправляться сразу же в цехе, без возврата деталей виновникам. Для завода это было бы выгодным. Однако такие рассуждения имеют очень серь­езный изъян. Почему часть плохо сделанной работы переделывается теми, кто не виновен? Некоторая выгода от этого, может быть, и есть. Быстро исправляется брак и иногда, возможно, даже бесплатно. Но, с другой сторо­ны, между бюро технического контроля и начальником цеха возникают отношения, характерные для порочного круга управления. Судьба выполнения плана цехом за­висит от позиции начальника бюро технического контро­ля, а положение сотрудников бюро технического контро­ля — от отношения к ним руководства цеха. Следователь­но, в этих взаимоотношениях все определяется готов­ностью партнеров идти на компромисс, соблюдать договоренность, умением, наконец, договариваться друг с другом. Соблюдение же формальных принципов, стро­гое следование должностным функциям рано или поздно должно привести к острому конфликту между руководст­вом цеха и бюро технического контроля. Затяжным такой конфликт быть не может, поскольку ранг начальника цеха в данной организационной структуре выше, чем ранг начальника бюро технического контроля. В то же время, отдел технического контроля завода, наверняка, в этих конфликтах будет занимать нейтральную позицию, поскольку всякий раз самый простой выход из конфлик­та заключается в переводе бюро технического контроля в прямое подчинение отделу технического контроля, т. е. в переводе острой конфликтной ситуации из цеха на уровень управления заводом.

В ситуациях, подобных этой, конфликты выполняют диагностическую функцию, они происходят именно в тех звеньях и по тем поводам, по которым сознательно или бессознательно когда-то были приняты ошибочные ре­шения.