Самая короткая глава, в которой подводятся итоги обсуждению конфликтов в организации и предпринимается попытка определить эффективность конфликта.
Итак, в любой организации мы без труда фиксируем наличие многочисленных источников конфликтных ситуаций — это и конфликтогенные организационные структуры, и противоречивые отношения и цели технологических и экономических служб, и групповые взаимодействия, и человеческие страсти. Иногда конфликты оказываются следствием ошибочно сконструированной структуры, иногда — ошибок людей, иногда одним из рычагов управления или неизбежным следствием тех или иных необходимых и полезных действий. Наконец, многочисленны случаи, когда конфликт оказывается единственным путем достижения поставленных целей.
Конфликт может иметь разнообразные последствия в различных областях жизни организации, во взаимоотношениях людей. То действие, которое производит он в организации, его влияние удобно классифицировать и рассматривать по ранее введенным подсистемам — организационно-технологической, экономической и социально-психологической — и их характеристикам. Начнем с организационно-технологической системы.
В ситуации 2 гальванический цех завода представляет собой постоянный источник конфликтов. Конфликты происходят и внутри цеха (между бюро технического контроля, с одной стороны, и персоналом цеха и начальником цеха — с другой) и между гальваническим и остальными цехами. Видимо, ошибки и просчеты были допущены при конструировании системы управления. Бюро технического контроля создавалось именно в гальваническом цехе наверняка из благих побуждений, и можно найти немало аргументов в пользу такой системы контроля. Гальванический цех — место, где лучше всего выявляется брак, допущенный на предыдущих переделах и, возможно, ранее не замеченный. Поэтому технический контроль должен быть особенно тщательным после гальванообработки. Однако работникам отдела контроля довольно сложно разобраться в том, на какой именно стадии и кем был допущен данный брак. В этом более сведущи технологи, в том числе технологи гальванического цеха. Видимо, учитывалось также, что незначительный брак будет исправляться сразу же в цехе, без возврата деталей виновникам. Для завода это было бы выгодным. Однако такие рассуждения имеют очень серьезный изъян. Почему часть плохо сделанной работы переделывается теми, кто не виновен? Некоторая выгода от этого, может быть, и есть. Быстро исправляется брак и иногда, возможно, даже бесплатно. Но, с другой стороны, между бюро технического контроля и начальником цеха возникают отношения, характерные для порочного круга управления. Судьба выполнения плана цехом зависит от позиции начальника бюро технического контроля, а положение сотрудников бюро технического контроля — от отношения к ним руководства цеха. Следовательно, в этих взаимоотношениях все определяется готовностью партнеров идти на компромисс, соблюдать договоренность, умением, наконец, договариваться друг с другом. Соблюдение же формальных принципов, строгое следование должностным функциям рано или поздно должно привести к острому конфликту между руководством цеха и бюро технического контроля. Затяжным такой конфликт быть не может, поскольку ранг начальника цеха в данной организационной структуре выше, чем ранг начальника бюро технического контроля. В то же время, отдел технического контроля завода, наверняка, в этих конфликтах будет занимать нейтральную позицию, поскольку всякий раз самый простой выход из конфликта заключается в переводе бюро технического контроля в прямое подчинение отделу технического контроля, т. е. в переводе острой конфликтной ситуации из цеха на уровень управления заводом.
В ситуациях, подобных этой, конфликты выполняют диагностическую функцию, они происходят именно в тех звеньях и по тем поводам, по которым сознательно или бессознательно когда-то были приняты ошибочные решения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.