Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 38

Решили назначить нового бригадира — с учетом пожелания членов бригады. Они единогласно назвали Милованкина, прорабо­тавшего на прессе 6 лет. Новый бригадир выдвинул два условия: бригадную форму оплаты труда и найм новых людей лишь с со­гласия всех членов бригады. Характер деятельности бригады изменился буквально на следующий день. Заказы на приспособ­ления в инструментальный цех практически исчезли, слесари все делали сами. Любые неисправности пресса устранялись быстро и оперативно. Просьбы руководства цеха о работе в вы­ходные дни удовлетворялись точно и полностью. Бригада стала сама предлагать снижение трудоемкости по выбираемой ею но­менклатуре, и этого оказалось вполне достаточно для выполнения заданий по снижению трудоемкости. Бригада была признана луч­шей на заводе и стала своеобразной школой мастерства. Заработ­ки в ней — одни из самых высоких по заводу.

В последней ситуации особенно отчетливо выступает роль неформальных групп в организации. Милованкин тем и силен, что он действует не только и не столько как отдельная личность, а в первую очередь как пред­ставитель группы, как выразитель её интересов.

Неформальная группа чрезвычайно важна в жизни всякой организации, не принимая ее во внимание, невоз­можно попять многие явления и процессы. Закрепится ли вновь принятый человек или вынужден будет уйти в другое производственное подразделение, даже в другую организацию, будет ли руководитель пользоваться авто­ритетом во вверенном ему подразделении — это и многое другое зависит в первую очередь от тех взаимоотношений, которые складываются в неформальной группе. В описан­ных ситуациях Протопопов и Денисова оказались вне группы, не были ею поддержаны. В результате оба выну­ждены перейти в другие подразделения.

Посмотрим, можно ли было как-то предотвратить кон­фликты в ситуации 9. Начнем с того момента, когда Де­нисова перешла в новое бюро. Если бы руководители бю­ро — Слепов и Кузнецов — обладали бы познаниями в психологии, они поняли бы, что прежние неудачи Дени­совой связаны не с ее профессиональными качествами, что причины их кроются во взаимодействии нового сот­рудника Денисовой с группой старых сотрудников бюро. Они могли бы тогда объяснить Денисовой обстановку, по­просить ее хотя бы на первых порах быть более гибкой в своем поведении, помочь ей адаптироваться в коллекти­ве. Но руководители сразу же поставили Денисову в по­ложение аутсайдера, кандидата на непременное скорое увольнение. Следовательно, Денисова с первого дня рабо­ты не рассматривалась группой как ее возможный член.

Могла и сама группа без помощи руководителей при­нять Денисову, помочь ей в работе. Но группа с самого начала была недружелюбно настроена по отношению к Денисовой и этим блокировала возможность проявления дружеской инициативы со стороны любого из сотрудни­ков бюро. Денисова, со своей стороны, могла хотя бы временно принять правила поведения, предлагаемые группой, внести лепту в обсуждение личных проблем, рассказать кое-что о своей жизни. И группа, скорее все­го, признала бы постепенно Денисову «своей». Но этого не случилось.

Возможно, чрезмерная приверженность Денисовой собственным правилам объяснялась тем, что в своем поведении она ориентировалась на другую группу, оценки которой были для нее гораздо более значимы, чем оценки данной группы. Такая группа — она может быть как реальной, так и воображаемой — чья система взглядов используется человеком в качестве эталона для оценки собственного поведения, называется в социальной психологии референтной группой2. Возможно, для Дени­совой референтной группой была семья. Семья поддержи­вала ее, давала ей ощущение внутренней стабильности, уверенности в себе и делала невосприимчивой к любому давлению извне, которое шло вразрез с принятыми в се­мье нормами. В результате ее поведение оказалось негиб­ким, неподатливым, как это всегда бывает в случае чрез­мерной ориентации на референтную группу. Нужно ска­зать, что такое явление — очень распространенная при­чина конфликтов в социально-психологической системе.