Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 52

Элементы организационно-технологической и экономиче­ской систем взаимодействуют не сами по себе, но только через людей — без людей они мертвы. Но раз люди связа­ны технологией, то и стабильные контактные группы так­же связаны технологией—основным производством, его подготовкой, обеспечением, управлением и т. д. Связи между элементами первых двух систем и связи в третьей системе не могут формироваться и действовать изолиро­ванно друг от друга. В любой контакт, любое деловое взаимодействие человек обязательно привносит личност­ное отношение к партнеру по общению. В значительной мере это личностное отношение формируется нормами контактных групп. Это нелегко понять, как нелегко отделить в конфликте то, что продиктовано производст­венной необходимостью, от того, что каждый человек при­вносит во взаимодействие по своей инициативе. Личност­ные отношения как бы искажают организационные и технологические связи между работниками: усиливают, облегчают их, если между партнерами по общению воз­никло отношение взаимной симпатии, «ослабляют», затрудняют, когда между участниками взаимодействия возникает антипатия.

Другими словами, субъективное отношение человека к партнеру по деловому общению всегда накладывает отпечаток на характер и эффективность этого общения. Например, руководителю, как правило, гораздо легче наказать того подчиненного, который ему неприятен, и гораздо труднее отказать в просьбе тому, кто пользуется его расположением. Служащий может пойти навстречу симпатичному ему человеку и отклонить такую же просьбу коллеги, который произвел на него неблагоприят­ное впечатление. Хотя действия служащего и регламенти­рованы инструкциями, но в них всегда есть «лазейка», которая позволяет ему вынести то или иное — в зави­симости от личных чувств — решение. Необходимость поддерживать постоянные деловые контакты с человеком, вызывающим скрытую неприязнь, часто приводит к тому, что неприязнь перерастает в открытую вражду и конфлик­ты, рано или поздно нарушающие нормальные деловые взаимодействия.

Так, в ситуации 9 враждебное отношение группы к Денисовой привело к нарушению и деловых взаимо­действий. Денисова лишилась поддержки и помощи груп­пы в новой для нее работе и в результате не справилась с производственными обязанностями. Конфликт из-за групповых норм перерос в конфликт, объектом которого оказалась ответственность Денисовой за исполнение своих функций. Конфликт в любом случае не может разрешить­ся в пользу Денисовой: никакие силы не могут заставить людей оказывать помощь антипатичному им человеку. II Денисова, действительно, проигрывает этот конфликт, выигрывая другой, не имеющий особого значения для нее:

женщины после ее ухода принимают некоторые из норм поведения, которых придерживалась Денисова.

Может сложиться впечатление, что тот эмоциональ­ный, личностный фон, который сопровождает всякое деловое взаимодействие,— неизбежное зло, снижающее эффективность функционирования человека в качестве элемента организации, и что идеалом делового взаимодей­ствия является взаимодействие не личностей, а функци­онеров, лишенных каких бы то ни было пристрастий и эмоций. На самом деле это не так. Как правило, со­циально-психологические явления и процессы становятся препятствием к достижению организацией своих целей лишь в том случае, когда с ними не считаются, игнориру­ют их существование или действуют вопреки закономер­ностям общения и взаимодействия людей друг с другом. Если же сознательно и целенаправленно использовать социально-психологические закономерности, они становят­ся мощным фактором, повышающим эффективность про­изводственных контактов и эффективность функциониро­вания организации в целом. Например, знание не только деловых, но и личностных качеств партнера по деловому общению, его прошлого, семейных обстоятельств, круга внепроизводственного общения позволяет с большей надежностью прогнозировать его поведение в производст­венных ситуациях, полагаться или, наоборот, не полагать­ся на него в критических обстоятельствах, т е. дает столь необходимое всякому человеку чувство уверенности в де­ловом партнере. И наоборот, чем в большей мере общение двух людей протекает исключительно как общение функ­ционеров, не окрашено личными отношениями, тем силь­нее чувство недоверия и неуверенности, тем меньше го­товность пойти на уступки в спорном вопросе, тем выше, в конечном счете, вероятность возникновения конфликта.