Элементы организационно-технологической и экономической систем взаимодействуют не сами по себе, но только через людей — без людей они мертвы. Но раз люди связаны технологией, то и стабильные контактные группы также связаны технологией—основным производством, его подготовкой, обеспечением, управлением и т. д. Связи между элементами первых двух систем и связи в третьей системе не могут формироваться и действовать изолированно друг от друга. В любой контакт, любое деловое взаимодействие человек обязательно привносит личностное отношение к партнеру по общению. В значительной мере это личностное отношение формируется нормами контактных групп. Это нелегко понять, как нелегко отделить в конфликте то, что продиктовано производственной необходимостью, от того, что каждый человек привносит во взаимодействие по своей инициативе. Личностные отношения как бы искажают организационные и технологические связи между работниками: усиливают, облегчают их, если между партнерами по общению возникло отношение взаимной симпатии, «ослабляют», затрудняют, когда между участниками взаимодействия возникает антипатия.
Другими словами, субъективное отношение человека к партнеру по деловому общению всегда накладывает отпечаток на характер и эффективность этого общения. Например, руководителю, как правило, гораздо легче наказать того подчиненного, который ему неприятен, и гораздо труднее отказать в просьбе тому, кто пользуется его расположением. Служащий может пойти навстречу симпатичному ему человеку и отклонить такую же просьбу коллеги, который произвел на него неблагоприятное впечатление. Хотя действия служащего и регламентированы инструкциями, но в них всегда есть «лазейка», которая позволяет ему вынести то или иное — в зависимости от личных чувств — решение. Необходимость поддерживать постоянные деловые контакты с человеком, вызывающим скрытую неприязнь, часто приводит к тому, что неприязнь перерастает в открытую вражду и конфликты, рано или поздно нарушающие нормальные деловые взаимодействия.
Так, в ситуации 9 враждебное отношение группы к Денисовой привело к нарушению и деловых взаимодействий. Денисова лишилась поддержки и помощи группы в новой для нее работе и в результате не справилась с производственными обязанностями. Конфликт из-за групповых норм перерос в конфликт, объектом которого оказалась ответственность Денисовой за исполнение своих функций. Конфликт в любом случае не может разрешиться в пользу Денисовой: никакие силы не могут заставить людей оказывать помощь антипатичному им человеку. II Денисова, действительно, проигрывает этот конфликт, выигрывая другой, не имеющий особого значения для нее:
женщины после ее ухода принимают некоторые из норм поведения, которых придерживалась Денисова.
Может сложиться впечатление, что тот эмоциональный, личностный фон, который сопровождает всякое деловое взаимодействие,— неизбежное зло, снижающее эффективность функционирования человека в качестве элемента организации, и что идеалом делового взаимодействия является взаимодействие не личностей, а функционеров, лишенных каких бы то ни было пристрастий и эмоций. На самом деле это не так. Как правило, социально-психологические явления и процессы становятся препятствием к достижению организацией своих целей лишь в том случае, когда с ними не считаются, игнорируют их существование или действуют вопреки закономерностям общения и взаимодействия людей друг с другом. Если же сознательно и целенаправленно использовать социально-психологические закономерности, они становятся мощным фактором, повышающим эффективность производственных контактов и эффективность функционирования организации в целом. Например, знание не только деловых, но и личностных качеств партнера по деловому общению, его прошлого, семейных обстоятельств, круга внепроизводственного общения позволяет с большей надежностью прогнозировать его поведение в производственных ситуациях, полагаться или, наоборот, не полагаться на него в критических обстоятельствах, т е. дает столь необходимое всякому человеку чувство уверенности в деловом партнере. И наоборот, чем в большей мере общение двух людей протекает исключительно как общение функционеров, не окрашено личными отношениями, тем сильнее чувство недоверия и неуверенности, тем меньше готовность пойти на уступки в спорном вопросе, тем выше, в конечном счете, вероятность возникновения конфликта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.