Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 49

В этой ситуации мы обнаруживаем конфликты между лидером и администратором в явном виде. Коростылева быстро заняла позицию лидера в своей, ранее других сформировавшейся группе, которая, судя по всему, заня­ла лидирующее положение в смене, став для большинства референтной группой, на мнение которой ориентируются окружающие. Обладание неформальной властью, вообще властолюбивый характер толкали Коростылеву на конф­ликт с любым непосредственным администратором. Раз­витие конфликта, созданного Коростылевой, любопытно. Вначале объектом конфликта оказывается авторитет организатора, т. е. фактическая власть над коллективом, оппонентами — Лебедева и Коростылева, точнее — те группы, которые стоят за ними. На первый взгляд кажет­ся, что Лебедева представляет собой оппонента высшего ранга — ведь она является администратором. Однако это не так. Наличие острого конфликта, объект которого — власть в смене, породило новую конфликтную ситуацию, объектом которой стала ответственность за выполнение своих функций старшим мастером цеха Лебедевой, оппо­нентами — Лебедева и администрация цеха. Именно поэтому Лебедева оказалась оппонентом первого ранга, попала между «молотом и наковальней» — коллективом смены и администрацией цеха. Никакого выхода для Ле­бедевой, кроме отказа от поста, в этой ситуации не суще­ствовало. Так она и поступила. В то же время, как обна­ружилось позже, группа Коростылевой была ориентирова­на на производственные задачи. Поэтому назначение Коростылевой бригадиром, а затем мастером смены было рискованно только с точки зрения Полякова, поскольку он не обладал достаточной информацией. Интуитивно Поляков принял верное решение, передав Коростылевой формальную власть.

Если бы группа Коростылевой была ориентирована не на производственные задачи, а скажем, на взаимоотношения, то в этом случае Коростылева, став мастером смены, начала бы проявлять особую заботу о своей группе и этим породила бы одновременно две конфликтные ситуации. Объектом одной из них оказались бы блага, которые ста­ли бы предоставляться лишь одной группе, а оппонен­том—группа Коростылевой и остальные группы. Объек­том другой конфликтной ситуации вновь стала бы ответ­ственность за исполнение формальных функций мастера, а оппонентами — группа Коростылевой и администрация цеха. Обе конфликтные ситуации непременно переросли бы в конфликты. Однако Коростылева и ее группа оказа­лись ориентированными с самого начала на производствен­ные задачи. Именно поэтому смена быстро улучшила свою работу. (Между прочим, с похожими событиями мы уже встречались в ситуации 9, где положение также резко и быстро изменилось в лучшую сторону после назначения бригадиром лидера группы, ориентированного на производ­ственные задачи). Из-за ориентации на производственные задачи новое повышение Коростылевой вплоть до старше­го мастера цеха также было полезно. Коростылева про­явила хорошие организаторские способности, но реальная власть Коростылевой в значительной мере базировалась на неформальных отношениях между нею и коллективом. Именно в этом была ее сильная сторона. В бюро техни­ческого контроля ее позиции были другими. Здесь ее власть могла основываться поначалу только на профес­сиональных знаниях и административном авторитете. Осторожное использование своей позиции, возможно, и привело бы затем к появлению необходимых нефор­мальных отношений, на .которые можно опереться. Однако Коростылева действовала в соответствии с привычными для нее «лидерскими» стандартами, вела себя так, будто и. неформальная власть у нее в руках. Отсюда и конфликт и возвращение Коростылевой на прежнюю должность.