Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 69

Именно это и определяет функции конфликта в социально-психологической системе. Для этой системы кон­структивны, полезны те конфликты, которые сплачивают группу, поддерживают и укрепляют внутригрупповые отношения, и деструктивны — которые разрушают груп­повую структуру.


В ситуации 9 группа защищала отношения, уже сло­жившиеся к моменту появления Денисовой, причем защи­щала от явно полезного новшества. Но отторгается при этом не новая норма, а механизм ее принятия: группа сопротивляется следованию примеру новичка. Она приня­ла новую норму поведения, но не под давлением обстоя­тельств или постороннего лица, а самостоятельно. В этом процессе конфликт выполнил свою очень важную функ­цию защиты группы (т. е. взаимоотношений в ней) от случайных влияний среды. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и в ситуации 12, где конфликт отторг не новую полезную норму, а случайный и неприемлемый для группы механизм перехода к ней. В том и в другом случае предложение новой нормы исходило от новичков.

В ситуации 13 мы сталкиваемся с несколько иным положением. Объектом конфликтной ситуации здесь была не новая норма эффективности, потому что такой нормы сама переводчица Зеброва не предлагала. То обстоятель­ство, что Зеброва увеличила свою производительность, вряд ли взволновало группу: в этом отношении она не была первой. Группа протестовала против того, чтобы пример Зебровой использовался в качестве рычага для повышения эффективности, поскольку Зеброва не поль­зовалась авторитетом, достаточным для того, чтобы опре­делить те или иные стороны жизни этого коллектива. Но она не протестовала против того, чтобы Усманов приво­дил именно ее работу в качестве примера для всех остальных, в том числе и для тех, кто имел больший, чем она, авторитет. Такое поведение содержит претензию на лидерскую позицию и вызывает сопротивление. Поскольку Зеброву поддерживал начальник группы, т. е. оппонент ранга более высокого, чем группа, возможно было только два исхода: признание Зебровой в качестве лидера или разрушение данного коллектива. Группа устремилась по второму пути. Здесь, как и прежде, группа протестует не против нормы более высокой эффективности труда, а против попытки изменения - внутренних норм жизни группы с помощью прямого грубого вмешательства со стороны. Конфликт поначалу предупреждал о возможных последствиях. Затем стал служить оборонительным сред­ством от «интервенции» и в последней стадии выполнил защитные функции по отношению к группе, заставив ее покинуть организацию.

Ситуация 15 при всех внешних различиях во многом сходна с тремя предыдущими. Здесь также мы сталкива­емся с защитой группой своих интересов и норм. Коростылева явно сказалась лидером сильной группы, кон­центрирующей вокруг себя остальной коллектив смены. Тон в работе задавала именно она. Поэтому и результат конфликта оказался иным, чем в ситуации 13,—назначе­ние Коростылевой мастером, а затем и старшим мастером привело к изменению нормы эффективности труда во всей смене.

В ситуации 11 конфликты тоже связаны с групповыми нормами. Более свободное и тесное взаимодействие сот­рудниц, во-первых, выявило существование разных кон­тактных групп, неоднородность отношений в лаборато­рии. Здесь конфликты выполняли все ту же защитную функцию. В то же время наверняка новое расположение мебели вызвало к жизни группообразовательный процесс. Образование же групп — это, с одной стороны, подбор состава группы, а с другой — формирование групповых норм.

Формирование норм абсолютно бесконфликтно про­ходить не может, поскольку именно конфликт указывает на границы допустимых вариаций в поведении. В то же время в процессе конфликтных взаимодействий выраба­тываются нормы разрешения одних конфликтов и избе­жания других. Следовательно, конфликты в данном слу­чае выполняли еще и нормотворческую роль.