Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 74


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш очень короткий и во многом беглый рассказ о кон­фликтах подошел к концу. Мы сталкиваемся с ними почти повседневно, но часто не отличаем конфликт от обычного взаимодействия людей. Во-первых, большая часть конфликтов слабы сами по себе или ослаблены стремлением участников к компромиссу, поиском согласия и потому не воспринимаются как конфликт. Во-вторых, сильно традиционно отрицательное отношение людей к конфликтам, велико их желание избежать опасности кон­фронтации с окружением — и слабые конфликтные вза­имодействия большинством оппонентов не расцениваются как конфликты. Между тем трудно провести четкую грань между слабым и сильным конфликтом: один и тот же кон­фликт может пройти незамеченным для одного оппонента (например, для организации) и оказать сильное воздей­ствие на другого. Следовательно, любой конфликт достоин внимания, но это не значит, что он достоин развития. Есть большое количество разнообразных конфликтов, ко­торых можно и необходимо избегать, пока они находятся на стадии формирования конфликтной ситуации, конф­ликтов, имеющих отрицательные последствия для всех оппонентов, в нем участвующих.

Но существует и конфликты, попытка избежать кото­рых приводит к снижению эффективности работы или даже к деструктивным последствиям для организации. Значит, надо уметь не только обходить конфликты, но и управлять ими, прогнозировать их возможное развитие.

Таким образом, с точки зрения организации есть кон­фликты желательные и нежелательные, избегаемые и не­избежные, возникающие вследствие ошибок, случайностей или с необходимостью вытекающие из объективных об­стоятельств. Во всех случаях руководителю надо уметь разобраться и найти верный путь для своего коллектива, путь к эффективной (но не обязательно к бесконфликт­ной) деятельности.

Количество конфликтных ситуаций, т. е. потенциальных конфликтов, гораздо больше, чем число актуализиро­вавшихся конфликтов. Было бы идеально, если бы все нежелательные конфликты, которых можно избежать исчезали еще на стадии конфликтных ситуаций. Но для этого надо хорошо изучить природу конфликтов, условия порождения и изменения конфликтных ситуаций.

Мы попытались показать и с теоретической и с прак­тической позиций, что зачастую добрая ссора лучше худо­го мира, что открытый и ясный конфликт иногда лучше попыток избежать неприятностей, с ним связанных. Но всегда надо помнить, что конфликт — крайнее, радикаль­ное, хирургическое средство и к нему приходится прибе­гать при отсутствии иных, «мирных» выходов.


ЛИТЕРАТУРА

Алексеева А. Т. К вопросу об условиях возникновения конфликт­ных  ситуаций.— В  кн.:  Сборник  трудов М0ПИ им. Н. К. Крупской. М., 1973.

Андреев Э. П., Ермаков В. Т., Фролов С. П. Производственный коллектив и социальное планирование. М., 1978.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе. М., 1978.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика мно­гостороннего исследования личности. М., 1976.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Бородкин Ф. М„ Коряк Н. М. Конфликты в организациях.— Эконо­мика и организация промышленного производства, 1979, № 4, с. 149-155; № 6, с. 160-167; № 8, с. 148-152; № 10, с. 208-217.

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Друзья и коллеги: Когда друзья? Когда коллеги? — Знание — сила, 1980, № 1, с. 24—27; № 2, с. 21—23.

Васильев В. Г. Социалистическое промышленное предприятие:

его структура и функции,— Социологические исследования»1974, № 1.

Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную пси­хологию. М., 1972.

Ершов А. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). Л., 1976.