Наш очень короткий и во многом беглый рассказ о конфликтах подошел к концу. Мы сталкиваемся с ними почти повседневно, но часто не отличаем конфликт от обычного взаимодействия людей. Во-первых, большая часть конфликтов слабы сами по себе или ослаблены стремлением участников к компромиссу, поиском согласия и потому не воспринимаются как конфликт. Во-вторых, сильно традиционно отрицательное отношение людей к конфликтам, велико их желание избежать опасности конфронтации с окружением — и слабые конфликтные взаимодействия большинством оппонентов не расцениваются как конфликты. Между тем трудно провести четкую грань между слабым и сильным конфликтом: один и тот же конфликт может пройти незамеченным для одного оппонента (например, для организации) и оказать сильное воздействие на другого. Следовательно, любой конфликт достоин внимания, но это не значит, что он достоин развития. Есть большое количество разнообразных конфликтов, которых можно и необходимо избегать, пока они находятся на стадии формирования конфликтной ситуации, конфликтов, имеющих отрицательные последствия для всех оппонентов, в нем участвующих.
Но существует и конфликты, попытка избежать которых приводит к снижению эффективности работы или даже к деструктивным последствиям для организации. Значит, надо уметь не только обходить конфликты, но и управлять ими, прогнозировать их возможное развитие.
Таким образом, с точки зрения организации есть конфликты желательные и нежелательные, избегаемые и неизбежные, возникающие вследствие ошибок, случайностей или с необходимостью вытекающие из объективных обстоятельств. Во всех случаях руководителю надо уметь разобраться и найти верный путь для своего коллектива, путь к эффективной (но не обязательно к бесконфликтной) деятельности.
Количество конфликтных ситуаций, т. е. потенциальных конфликтов, гораздо больше, чем число актуализировавшихся конфликтов. Было бы идеально, если бы все нежелательные конфликты, которых можно избежать исчезали еще на стадии конфликтных ситуаций. Но для этого надо хорошо изучить природу конфликтов, условия порождения и изменения конфликтных ситуаций.
Мы попытались показать и с теоретической и с практической позиций, что зачастую добрая ссора лучше худого мира, что открытый и ясный конфликт иногда лучше попыток избежать неприятностей, с ним связанных. Но всегда надо помнить, что конфликт — крайнее, радикальное, хирургическое средство и к нему приходится прибегать при отсутствии иных, «мирных» выходов.
Алексеева А. Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтных ситуаций.— В кн.: Сборник трудов М0ПИ им. Н. К. Крупской. М., 1973.
Андреев Э. П., Ермаков В. Т., Фролов С. П. Производственный коллектив и социальное планирование. М., 1978.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе. М., 1978.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.
Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
Бородкин Ф. М„ Коряк Н. М. Конфликты в организациях.— Экономика и организация промышленного производства, 1979, № 4, с. 149-155; № 6, с. 160-167; № 8, с. 148-152; № 10, с. 208-217.
Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Друзья и коллеги: Когда друзья? Когда коллеги? — Знание — сила, 1980, № 1, с. 24—27; № 2, с. 21—23.
Васильев В. Г. Социалистическое промышленное предприятие:
его структура и функции,— Социологические исследования»1974, № 1.
Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.
Ершов А. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). Л., 1976.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.