Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 40

Иногда наличие нескольких неформальных групп в одном производственном коллективе не замечается до оп­ределенного момента времени и самими членами коллек­тива, но возникают конфликтные ситуации и оказывается, что коллектив имеет скрытую структуру.

Ситуация 11. В небольшом сельском районном центре есть метеорологическая лаборатория, где работает 11 сотрудниц. Их рабочие места находятся в одной комнате. Коллектив был очень дружен. Семьи сотрудниц собирались вместе — в дни рождения, праздники. Все были полны взаимного доброжелательства, помо­гали друг другу по работе и вне службы. Однажды женщины решили, что они общаются недостаточно интенсивно, и переста­вили рабочие столы в лаборатории в форме каре, сов лицом друг к другу. Через два-три месяца лаборатория раскололась на несколько враждующих группировок. Всеобщее дружелюбие исчез­ло, уступив место взаимному недовольству и даже возникающим время от времени ссорам.

Приехавшему к ним с лекцией психологу сотрудницы жало­вались на неожиданно возникшую в лаборатории напряженность, взаимную агрессивность. Психолог посоветовал немедленно по­ставить столы вдоль стен так, чтобы работницы сидели спиной, а не лицом друг к другу. Через месяц ссоры исчезли, хорошие отношения постепенно восстановились, правда, без прежней сер­дечности.

Что же здесь произошло? Состав лаборатории не из­менился, работа осталась той же, функции не перерас­пределялись, заработная плата не менялась. Видимых причин изменения отношений не было. Можно с уверен­ностью утверждать, что в лаборатории существовало не­сколько неформальных групп, слабо, по все же разли­чающихся между собой нормами поведения, взглядами на жизнь и т. д. При не очень интенсивном общении (до перестановки столов) эти различия были малозаметны и, кроме того, существовала возможность избегать, даже не сознавая этого, контактов, чреватых разногласиями и конфликтами. Скорее всего, до первой перестановки сто­лы были расположены не случайным образом, а в соот­ветствии со взаимными симпатиями. Межгрупповое об­щение в таких условиях и при слабом различии групп оставалось на уровне и ограничивалось темами, не при­водящими к взаимным столкновениям и конфликтам.

Первая перестановка устранила всякие препятствия к общению, фактически перемешала группы. В результа­те, с одной стороны, усилился процесс группообразования, с другой — стала невозможной относительная самоизоля­ция отдельных групп. Результат — конфликты, которых никто не предвидел. Поскольку же субъективно каждая сотрудница стремилась уйти от конфликтов, вторая пе­рестановка быстро привела к нормализации отношений. Основную роль в этой нормализации сыграли искусствен­но созданные препятствия для общения. Теперь, для то­го чтобы поговорить, нужно было сидеть в неудобных позах и явно не работать. Этого оказалось достаточно, чтобы остановить конфликты.

Как видим, неформальные взаимоотношения имеют тенденцию постоянно развиваться и углубляться. Причем исходным моментом, условием для их развития являются общие взгляды, склонности, вкусы и т. п. По мере того, как в процессе взаимодействия выявляется такая общ­ность, растет взаимная привлекательность его участни­ков. Такова психологическая закономерность: люди, кото­рые разделяют наши взгляды, установки и ценности, вызывают у нас чувство симпатии и расположения. Та­ким образом, общность ведет к росту взаимной привле­кательности членов группы, а взаимная привлекатель­ность — к углублению контактов и поиску новых «точек соприкосновения». И так развитие взаимоотношений происходит до тех пор, пока не выявится какое-либо различие во взглядах и ценностях. Причем это различие может оказаться настолько существенным (например, за­трагивать мировоззрение человека), что бывшие друзья превратятся в непримиримых врагов. Конечно, такой по­ворот в отношениях не обязателен. Дружеские связи за­частую настолько сильны, что скорее приводят к ломке мировоззрения одного из партнеров по общению, нежели разрушатся сами. Поэтому в каждом конкретном случае результат столкновения различных точек зрения, различных жизненных позиций трудно предсказуем. Но важно подчеркнуть, что неуправляемое развитие неформальных взаимоотношений часто заводит слишком далеко и чре­вато межличностными конфликтами. Люди не всегда «чувствуют» ту минимальную дистанцию, в рамках кото­рой еще возможно бесконфликтное общение. Чувство этой дистанции зависит и от уровня культуры человека, и от его жизненного опыта. В условиях организации ответствен­ность за поддержание необходимой дистанции и тем са­мым за сохранение нормальных бесконфликтных отноше­ний в группе (речь идет, конечно, об эмоциональных межличностных конфликтах, «вредных» как для органи­зации, так и для самих участников) лежит на руководи­теле. Он должен прогнозировать развитие группового про­цесса, предвидеть объекты разногласия, потенциальных оппонентов в конфликтах и с помощью имеющихся в его распоряжении средств уменьшать возможность столкно­вения.