Иногда наличие нескольких неформальных групп в одном производственном коллективе не замечается до определенного момента времени и самими членами коллектива, но возникают конфликтные ситуации и оказывается, что коллектив имеет скрытую структуру.
Ситуация 11. В небольшом сельском районном центре есть метеорологическая лаборатория, где работает 11 сотрудниц. Их рабочие места находятся в одной комнате. Коллектив был очень дружен. Семьи сотрудниц собирались вместе — в дни рождения, праздники. Все были полны взаимного доброжелательства, помогали друг другу по работе и вне службы. Однажды женщины решили, что они общаются недостаточно интенсивно, и переставили рабочие столы в лаборатории в форме каре, сов лицом друг к другу. Через два-три месяца лаборатория раскололась на несколько враждующих группировок. Всеобщее дружелюбие исчезло, уступив место взаимному недовольству и даже возникающим время от времени ссорам.
Приехавшему к ним с лекцией психологу сотрудницы жаловались на неожиданно возникшую в лаборатории напряженность, взаимную агрессивность. Психолог посоветовал немедленно поставить столы вдоль стен так, чтобы работницы сидели спиной, а не лицом друг к другу. Через месяц ссоры исчезли, хорошие отношения постепенно восстановились, правда, без прежней сердечности.
Что же здесь произошло? Состав лаборатории не изменился, работа осталась той же, функции не перераспределялись, заработная плата не менялась. Видимых причин изменения отношений не было. Можно с уверенностью утверждать, что в лаборатории существовало несколько неформальных групп, слабо, по все же различающихся между собой нормами поведения, взглядами на жизнь и т. д. При не очень интенсивном общении (до перестановки столов) эти различия были малозаметны и, кроме того, существовала возможность избегать, даже не сознавая этого, контактов, чреватых разногласиями и конфликтами. Скорее всего, до первой перестановки столы были расположены не случайным образом, а в соответствии со взаимными симпатиями. Межгрупповое общение в таких условиях и при слабом различии групп оставалось на уровне и ограничивалось темами, не приводящими к взаимным столкновениям и конфликтам.
Первая перестановка устранила всякие препятствия к общению, фактически перемешала группы. В результате, с одной стороны, усилился процесс группообразования, с другой — стала невозможной относительная самоизоляция отдельных групп. Результат — конфликты, которых никто не предвидел. Поскольку же субъективно каждая сотрудница стремилась уйти от конфликтов, вторая перестановка быстро привела к нормализации отношений. Основную роль в этой нормализации сыграли искусственно созданные препятствия для общения. Теперь, для того чтобы поговорить, нужно было сидеть в неудобных позах и явно не работать. Этого оказалось достаточно, чтобы остановить конфликты.
Как видим, неформальные взаимоотношения имеют тенденцию постоянно развиваться и углубляться. Причем исходным моментом, условием для их развития являются общие взгляды, склонности, вкусы и т. п. По мере того, как в процессе взаимодействия выявляется такая общность, растет взаимная привлекательность его участников. Такова психологическая закономерность: люди, которые разделяют наши взгляды, установки и ценности, вызывают у нас чувство симпатии и расположения. Таким образом, общность ведет к росту взаимной привлекательности членов группы, а взаимная привлекательность — к углублению контактов и поиску новых «точек соприкосновения». И так развитие взаимоотношений происходит до тех пор, пока не выявится какое-либо различие во взглядах и ценностях. Причем это различие может оказаться настолько существенным (например, затрагивать мировоззрение человека), что бывшие друзья превратятся в непримиримых врагов. Конечно, такой поворот в отношениях не обязателен. Дружеские связи зачастую настолько сильны, что скорее приводят к ломке мировоззрения одного из партнеров по общению, нежели разрушатся сами. Поэтому в каждом конкретном случае результат столкновения различных точек зрения, различных жизненных позиций трудно предсказуем. Но важно подчеркнуть, что неуправляемое развитие неформальных взаимоотношений часто заводит слишком далеко и чревато межличностными конфликтами. Люди не всегда «чувствуют» ту минимальную дистанцию, в рамках которой еще возможно бесконфликтное общение. Чувство этой дистанции зависит и от уровня культуры человека, и от его жизненного опыта. В условиях организации ответственность за поддержание необходимой дистанции и тем самым за сохранение нормальных бесконфликтных отношений в группе (речь идет, конечно, об эмоциональных межличностных конфликтах, «вредных» как для организации, так и для самих участников) лежит на руководителе. Он должен прогнозировать развитие группового процесса, предвидеть объекты разногласия, потенциальных оппонентов в конфликтах и с помощью имеющихся в его распоряжении средств уменьшать возможность столкновения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.