Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 70

Таким образом, функции конфликтов в групповых вза­имодействиях заключаются в отделении систем норм од­ной группы от систем норм других групп, защите внутригрупповых норм и отношений от возможного вмеша­тельства извне, стимулировании следования групповым нормам в поведении членов группы.

В результате выполнения этих функции конфликты определенного типа сплачивают группы, формируя общие нормы поведения и выравнивая внутригрупповые отно­шения. К таким конфликтам прежде всего относятся те взаимодействия, в которых группа выступает как единое целое.

Поскольку любые конфликтные взаимодействия про­исходят только между отдельными людьми, независимо от того, в каком качестве эти люди выступают (предста­вители групп, подразделений организации), личность уча­стника конфликта не может не влиять на многие стороны и результаты взаимодействия, а само взаимодействие в той или иной степени скажется на личности. Например, в ситуации 2 эмоционально напряженный, нервный, тре­вожный человек на посту начальника гальванического цеха мог бы настолько испортить обстановку, что и ор­ганизационные изменения потом не смогли бы снять на­стороженность всех к этому цеху. Верно и обратное ут­верждение: долгая работа на посту начальника такого цеха может, как иногда говорят, «испортить характер», т. е. сделать некоторые характеристики поведения, необходи­мые для нормального (в организационном отношении) функционирования на работе, устойчивыми чертами лич­ности, так что человек везде начнет вести себя как на работе. Разумеется, любая профессиональная деятельность оказывает определенное влияние на повседневное поведе­ние людей, формирует их привычки и в какой-то степе­ни — характер. Но это формирование особенно остро и бурно может проходить в периоды конфликтных взаимо­действий, особенно когда конфликтные ситуации однотип­ны и однотипны способы разрешения конфликтов. Од­нако оказывается, есть такой тип людей, которые пыта­ются разрешить свои внутренние проблемы с помощью конфликтных взаимодействий. Возможно, что в ситуации 15 Коростылевой руководило не только желание повы­сить эффективность' работы смены известными ей путями, но и стремление к самоутверждению, к обретению внут­ренней эмоциональной опоры. Напомним еще два конф­ликта, продиктованные чисто личностными, внутренними мотивами.

И в ситуации 18, рассказывающей о конфликте двух сотрудниц информационного сектора проектной организа­ции, и в ситуации 19, описывающей отношения между директором швейной фабрики Седых и работницей фабри­ки, бывшей ее подругой Красновой, характерной чертой конфликтов является то, что они не имеют под собой де­ловой основы и направлены, хотя и с помощью организа­ционных средств, на решение проблем личностей, в них вовлеченных. Бойко компенсирует некоторые свои неуда­чи по работе «смелым», с ее точки зрения, поведением, а Краснова пробует ликвидировать дистанцию, образо­вавшуюся между ней и подругой, доступным ей спосо­бом — она постоянно доказывает в первую очередь себе самой, что она ничем не хуже подруги, а жизненный ус­пех той случаен.

Определить степень влияния конфликта на отдельную личность труднее всего. По-видимому, решающим здесь будет то, использовал ли человек конфликт как источ­ник нового жизненного опыта, как ресурс для собствен­ного развития. Если конфликт лишь усилил враждеб­ность человека к окружающим, ухудшил его внутреннее состояние и настроение, конфликт для него сыграл явно вредную роль.

Делая самый общий вывод, можно сказать, что любой конфликт в организации выполняет две функции: диаг­ностики и острой перестройки условий. Термин «острая» имеет смысл в данном случае, потому что конфликт — са­мое острое оружие во взаимодействии людей. Но более точно функции конфликта, как мы видели, можно опре­делить только по отношению к конкретной системе или по отношению к личности. Поскольку чаще всего в кон­фликт оказываются вовлеченными одновременно все три системы, определять функции конфликта по отношению к организации в целом не имеет смысла.