Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 67

В ситуации 3 начальник цеха и его заместитель не хотели обострять отношения с рабочими и потеряли управление, рабочие места руководителей оказались разбалансированы (ответственность за работу цеха, естест­венно, оставалась за руководителями, а власть ими была потеряна). Подобный дисбаланс распространился и на другие рабочие места управления цеха. Фактическая власть сосредоточилась в руках немногочисленных групп нарушителей дисциплины, но без ответственности за цех. В результате конфликта между руководством цеха и ру­ководством завода произошла смена руководителей. Новый начальник цеха сознательно пошел на конфликты с нарушителями дисциплины для того, чтобы сбалансиро­вать свое рабочее место. Его можно упрекнуть в том, что он слабо опирался на актив цеха, но рабочее место начальни­ка цеха он сумел сбалансировать. Он вернул власть не только себе, но и всем звеньям управления цеха. Так кон­фликт сыграл положительную роль, способствуя баланси­рованию рабочих мест и руководителей и подчиненных.

В начале ситуации 10 мы имеем дело с группой рабо­чих, каждый из которых выполнял определенные функ­ции по обслуживанию тяжелого пресса. Формально брига­да работала неплохо, но без огонька. Даже простейшие приспособления изготавливались не рабочими, обслужи­вающими пресс, а заказывались в инструментальном цехе. Рабочие старательно придерживались инструкций, но инструкции не могли предусмотреть многочисленных практических ситуаций, возникающих в работе. Характер деятельности бригады изменился, когда на смену брига­диру, взятому со стороны, пришел новый, назначенный из состава бригады и хорошо знающий не только дело, но и людей в бригаде. Владея несколькими профессиями, рабочие теперь подменяли при случае любого из своих товарищей, многие детали стали изготовлять своими си­лами. Здесь конфликт выполнил функцию строителя, функцию создателя нового рабочего места. Если раньше администрация цеха взаимодействовала с рабочими, вы­полняющими определенные функции, то теперь в целом с бригадой, выполняющей набор функций, где разделение труда между рабочими стало ее внутренним делом. Сле­довательно, конфликт превратил индивидуальные рабо­чие места в одно групповое рабочее место.

Один из аспектов конфликта в ситуации 17 заклю­чается в том, что возможности супругов Маловых не отвечали требованиям организационно-технологической системы: их умений хватало на простых объектах, где можно было обойтись практическими навыками, и не хва­тило в последнем случае, когда стали необходимы теоре­тические познания.

Таким  образом, по отношению к организационно-технологической системе конфликт может выполнять следующие функции:

балансирование рабочих мест;

формирование необходимых для нормальной работы систем связей как между рабочими местами непосредст­венно, так и между отдельными частями организации;

выявление и фиксирование функций отдельных под­разделений организации;

диагностика состояния отдельных частей системы и связей между частями;

отбор рабочей силы необходимого качества.

Аналогичны функции конфликта и по отношению к экономической системе. Но здесь проявляются и неко­торые новые моменты.

Так, в ситуации 6 конфликт между шлифовальщиками и цехом не только связывает организационно-технологи­ческую и экономическую системы, не только диагности­рует наличие порочного круга управления, но и застав­ляет организацию работать на цели именно этой группы шлифовальщиков, так как достижение своих целей они делают непременным условием выполнения организацией ее функций. С другой стороны, данный конфликт вынудит технологов завода найти, в конце концов, такую техноло­гию обработки, которая либо позволит избежать этой операции, либо потребует более низкой квалификации. По существу, в этом заключается единственное радикаль­ное разрешение конфликта.