Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 42

Не менее важна и другая сторона процесса нормооб-разовання: одновременно с ростом привлекательности членов группы друг для друга и сближением их норм уси­ливается групповое давление. Группа начинает приме­нять негативные санкции в отношении тех ее членов, ко­торые в своем поведении отклоняются от групповых норм. Сначала «нарушитель» будет получать косвенные сигналы неодобрения — прохладное отношение, косые взгляды, неясные намеки и т. п. Затем члены группы могут открыто высказать свое недовольство и потребовать соблюдения групповых правил и традиций. Если и это не поможет, нарушитель будет подвергнут полному бойко­ту: с ним перестанут считаться, исключат из всех видов групповой деятельности, возможно, сделают объектом насмешек.

Как только сформировалась система норм и соответ­ственно неформальная группа, все стороны производ­ственной жизни коллектива, включая и отношение к тру­ду каждого, контролируются группой.

Ситуация 12. Бригада слесарей-лекальщиков (6 человек) всегда держалась очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разницу в возрасте, часто вместе проводили и сво­бодное время. Старшие к младшим относились покровительствен­но, младшие к старшим — с уважением. Когда один из членов бригады ушел на пенсию, был принят молодой слесарь Молин, года два или три назад закончивший ПТУ. Вначале к нему от­неслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в кол­лектив, стал своим. Еще месяца через два положение измени­лось. Молину как молодому и не очень опытному работнику пору­чили изготовление крупной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Молин быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок, шел к зна­комому сварщику и просил его прихватить заготовки друг к дру­гу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обраба­тывал поверхность каждого лекала. Вскоре Молин перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригадира. На Молина на­чали коситься в бригаде и замечать в его поведении массу изъ­янов: то отлучился неизвестно куда, то навязывался с непрошенным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец, наступил полный разрыв отношений. Молин умолял начальника цеха перевести его в дру­гую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Молин уволился с завода.

В данной ситуации объектом конфликта оказалась групповая норма производительности, на изменение кото­рой претендовал Молин. Оппоненты, с одной стороны, Молин, с другой — бригада, несомненно являвшаяся неформальной группой. Силы оппонентов были явно нерав­ны, и конфликт, естественно, разрешился в пользу брига­ды. Если бы Молин сумел убедить в своей правоте бри­гаду получил бы от нее одобрение на эксперимент, все могло сложиться иначе. Однако в данной ситуации Молину не удалось внедрить новую групповую норму произ­водительности без поддержки и согласия группы. Мож­но с уверенностью утверждать, что если бы Молин еще некоторое время задержался в бригаде, снизилась бы и его личная выработка, и выработка бригады в целом. За­бегая несколько вперед, скажем, что положение оказалось бы совершенно иным, если бы новый метод и, следова­тельно, новая групповая норма были предложены каким-либо старым рабочим бригады — все прошло бы без ос­ложнений.

Таким образом, анализ данной ситуации позволяет сделать вывод о том, что групповая норма производитель­ности подчиняется тем же закономерностям и выполняет те же функции в группе, что и любая другая групповая норма4. Это означает, что выработка каждого члена бригады определяется в значительной степени не внешни­ми требованиями и подчас даже не индивидуальными на­выками и способностями работника, а в первую очередь групповой нормой.