Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 33

Ясно, что цели организационно-технологической и эко­номической систем противоречивы. Но это противоречие оборачивается благом для общества. Оно дает основание для оптимального функционирования или, по крайней ме­ре, постановки задачи оптимального функционирования как той, так и другой системы. В отдельных случаях эти цели могут соотноситься различным образом: иногда необ­ходимо достижение максимально возможных объемов вы­пуска продукции или минимальных сроков при ограничени­ях на ресурсы, иногда — максимального экономического эф­фекта при ограничениях на выпуск продукции или на срок и т. д. Столкновение разнородных целей и порождает кон­фликтные ситуации, поскольку интересы данных систем чаще всего защищаются функционально разделенными ра­бочими местами или подразделениями. Объектом конф­ликта в этих ситуациях всегда бывает приоритет целей систем, а оппонентами — функциональные подразделения. Такого рода конфликты могут быть устранены путем под­чинения одного оппонента другому или волевым действи­ем вышестоящей организации, фиксирующей приоритет целей одной из систем. Можно выделить три типа вза­имоотношений между организационно-технологическими и экономическими службами:

1. Организационно-технологическим целям отдается приоритет. Этот приоритет воплощается в подчинении экономических служб какому-либо должностному лицу из организационно-технологической системы, например, за­местителю директора по производству, общим вопросам пли даже главному инженеру, объявленному первым за­местителем. Иногда это вполне справедливо. Так обстоят дела, например, в исследовательских бюджетных институ­тах, вообще в бюджетных организациях, на промышлен­ных предприятиях, поставляющих дефицитную для народ­ного хозяйства продукцию, словом, везде, где ресурсы либо практически неограничены, либо, наоборот, порядок их использования определен настолько жестоко, что эко­номическая система не имеет никакого пространства для маневра, работая лишь как система учета.

2. Экономической системе отдается приоритет. Этот факт фиксируется полным подчинением всех организаци­онно-технологических служб экономическим. Бухгалтерия, экономисты, трудовики становятся главными действующи­ми лицами в организации, а технология и организация производства поставлены на службу экономике. «Чистые» примеры такого рода в нашей стране найти чрезвычай­но трудно, так как даже в период чрезвычайного увлече­ния экономическими рычагами управления прибыль ни­когда не была ни единственным, ни ведущим критерием деятельности организации. «Чистыми» в этом смысле ор­ганизациями являются частные кустарные предприятия, артели строителей, артели, осуществляющие геологоразве­дочные работы, и другие подобные предприятия. Близ­кими к ним по соотношению организационно-технологи­ческих и экономических целей являются предприятия роз­ничной торговли и общественного питания.

3. Организационно-технологические и экономические цели равноправны, максимально возможное достижение и тех и других равно необходимо. В принципе этот тип дол­ожен быть наиболее распространенным. На деле его при­нятие означало бы полное равноправие организационно-технологических и экономических служб, без взаимного подчинения. Так, например, было бы, если бы и главный экономист, и заместитель директора по производству (или главный инженер) оба оказались первыми заместителями без установления приоритета между ними. Это, несомнен­но, привело бы к возникновению новых конфликтных си­туаций, оппоненты в которых — экономические и органи­зационно-технологические службы, а объект — приоритет целей экономической или организационно-технологической систем. Разумеется, исход такого рода конфликтов во мно­гом зависит от личностных особенностей работников, пред­ставляющих в конфликте ту или иную службу, от всей системы отношений. Однако в любом случае разрешение конфликта, основанное на организационном «подавлении» одного оппонента другим, на административном подчине­нии, в этой ситуации исключено. Установление такого типа взаимоотношений между организационно-технологи­ческими и экономическими службами означает сознатель­ное создание постоянной конфликтной ситуации в целях нахождения оптимальных для организации решений.