Ясно, что цели организационно-технологической и экономической систем противоречивы. Но это противоречие оборачивается благом для общества. Оно дает основание для оптимального функционирования или, по крайней мере, постановки задачи оптимального функционирования как той, так и другой системы. В отдельных случаях эти цели могут соотноситься различным образом: иногда необходимо достижение максимально возможных объемов выпуска продукции или минимальных сроков при ограничениях на ресурсы, иногда — максимального экономического эффекта при ограничениях на выпуск продукции или на срок и т. д. Столкновение разнородных целей и порождает конфликтные ситуации, поскольку интересы данных систем чаще всего защищаются функционально разделенными рабочими местами или подразделениями. Объектом конфликта в этих ситуациях всегда бывает приоритет целей систем, а оппонентами — функциональные подразделения. Такого рода конфликты могут быть устранены путем подчинения одного оппонента другому или волевым действием вышестоящей организации, фиксирующей приоритет целей одной из систем. Можно выделить три типа взаимоотношений между организационно-технологическими и экономическими службами:
1. Организационно-технологическим целям отдается приоритет. Этот приоритет воплощается в подчинении экономических служб какому-либо должностному лицу из организационно-технологической системы, например, заместителю директора по производству, общим вопросам пли даже главному инженеру, объявленному первым заместителем. Иногда это вполне справедливо. Так обстоят дела, например, в исследовательских бюджетных институтах, вообще в бюджетных организациях, на промышленных предприятиях, поставляющих дефицитную для народного хозяйства продукцию, словом, везде, где ресурсы либо практически неограничены, либо, наоборот, порядок их использования определен настолько жестоко, что экономическая система не имеет никакого пространства для маневра, работая лишь как система учета.
2. Экономической системе отдается приоритет. Этот факт фиксируется полным подчинением всех организационно-технологических служб экономическим. Бухгалтерия, экономисты, трудовики становятся главными действующими лицами в организации, а технология и организация производства поставлены на службу экономике. «Чистые» примеры такого рода в нашей стране найти чрезвычайно трудно, так как даже в период чрезвычайного увлечения экономическими рычагами управления прибыль никогда не была ни единственным, ни ведущим критерием деятельности организации. «Чистыми» в этом смысле организациями являются частные кустарные предприятия, артели строителей, артели, осуществляющие геологоразведочные работы, и другие подобные предприятия. Близкими к ним по соотношению организационно-технологических и экономических целей являются предприятия розничной торговли и общественного питания.
3. Организационно-технологические и экономические цели равноправны, максимально возможное достижение и тех и других равно необходимо. В принципе этот тип доложен быть наиболее распространенным. На деле его принятие означало бы полное равноправие организационно-технологических и экономических служб, без взаимного подчинения. Так, например, было бы, если бы и главный экономист, и заместитель директора по производству (или главный инженер) оба оказались первыми заместителями без установления приоритета между ними. Это, несомненно, привело бы к возникновению новых конфликтных ситуаций, оппоненты в которых — экономические и организационно-технологические службы, а объект — приоритет целей экономической или организационно-технологической систем. Разумеется, исход такого рода конфликтов во многом зависит от личностных особенностей работников, представляющих в конфликте ту или иную службу, от всей системы отношений. Однако в любом случае разрешение конфликта, основанное на организационном «подавлении» одного оппонента другим, на административном подчинении, в этой ситуации исключено. Установление такого типа взаимоотношений между организационно-технологическими и экономическими службами означает сознательное создание постоянной конфликтной ситуации в целях нахождения оптимальных для организации решений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.