Теперь мы можем зафиксировать очень важную закономерность динамики деловых конфликтов. Она состоит в том, что любой деловой конфликт или непрерывная цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоянны, имеют тенденцию переходить в эмоциональный конфликт. Другими словами, затянувшийся деловой конфликт вследствие действующих в нем психологических закономерностей может привести к тому, что, во-первых, произойдет «потеря» объекта конфликта (т. е. сам объект потеряет свою значимость для оппонентов) и, во-вторых, сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу5.
Это, пожалуй, самая большая опасность, которая кроется в конфликтах. Именно поэтому искусственное затягивание развития конфликта, попытка иных руководителей не замечать или заглушать инциденты, не пытаясь изменить обстановку или повлиять на конфликтные ситуации, приводят к стабилизации напряженных отношений между людьми и группами, в конечном счете — к эмоциональному конфликту. Такая возможность, естественно, накладывает значительные ограничения на использование конфликтов руководителем для достижения даже самых благих целей. Конфликт — сильное радикальное средство, и использовать его можно только в крайних случаях, когда иные меры успеха не приносят. С другой стороны, конфликты, часто возникающие в организации нецеленаправленно, т. е. спонтанно, должны находиться под контролем руководителя и общественных организаций, чтобы они не перерастали в эмоциональные.
Логично разрешение конфликта однозначно связать с изменением конфликтной ситуации, а способы разрешения — со способами изменения конфликтной ситуации. Действительно, конфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент без конфликтной ситуации начаться не может, как не может быть продолжения данного инцидента с изменением конфликтной ситуации. Следовательно, данный конфликт прекращается вместе с изменением данной конфликтной ситуации, и, меняя конфликтную ситуацию, мы можем заменять один элементарный конфликт на другой, управляя в целом течением конфликта.
Люди чаще всего довольно легко фиксируют окончание конфликта. Как? По каким признакам?
Одним из таких признаков служит завершение инцидента, именно завершение, а не перерыв в его течении, в его развитии. Действительно, разве кто-нибудь сочтет конфликт, столкновение законченным, например, из-за того, что оппоненты разошлись на обеденный перерыв или по домам после окончания рабочего дня, разъехались в отпуск,, заболели и т.д.? После перерыва инцидент может быть продолжен, все окажутся в тех же позициях, в той же конфликтной ситуации (естественно, если в перерыве не произойдет события, которое изменит ситуацию независимо от поведения включенных в нее оппонентов). Окончание же данного инцидента может произойти в одном-единственном случае—в случае изменения конфликтной ситуации, т. е. изменения любой характеристики ее элементов, объекта конфликта, оппонентов, отношений «объект — оппонент» или «оппонент — оппонент».
Так, объект конфликта может быть изъят из обращения, а может быть подменен другим объектом. Все оппоненты, кроме одного, в распоряжении которого объект остается, могут быть устранены или произойдет изменение его ранга.
Может измениться отношение «оппонент — объект» из-за изменения характеристик оппонентов и объекта:
изменится доступность данного объекта для оппонентов или будут наложены какие-либо условия на манипулирование этим объектом. Естественно ожидать и изменения отношении «оппонент—оппонент» и прежде всего в связи с изменением рангов оппонентов. Кроме того, можно создать такие условия, при которых никакое непосредственное или опосредованное взаимодействие оппонентов невозможно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.