Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 15

Теперь мы можем зафиксировать очень важную зако­номерность динамики деловых конфликтов. Она состоит в том, что любой деловой конфликт или непрерывная цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоян­ны, имеют тенденцию переходить в эмоциональный конф­ликт. Другими словами, затянувшийся деловой конфликт вследствие действующих в нем психологических законо­мерностей может привести к тому, что, во-первых, про­изойдет «потеря» объекта конфликта (т. е. сам объект потеряет свою значимость для оппонентов) и, во-вторых, сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу5.

Это, пожалуй, самая большая опасность, которая кро­ется в конфликтах. Именно поэтому искусственное затя­гивание развития конфликта, попытка иных руководителей не замечать или заглушать инциденты, не пытаясь изменить обстановку или повлиять на конфликтные ситуации, приводят к стабилизации напряженных отно­шений между людьми и группами, в конечном счете — к эмоциональному конфликту. Такая возможность, естест­венно, накладывает значительные ограничения на исполь­зование конфликтов руководителем для достижения даже самых благих целей. Конфликт — сильное радикальное средство, и использовать его можно только в крайних случаях, когда иные меры успеха не приносят. С другой стороны, конфликты, часто возникающие в организации нецеленаправленно, т. е. спонтанно, должны находиться под контролем руководителя и общественных организа­ций, чтобы они не перерастали в эмоциональные.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

Логично разрешение конфликта однозначно связать с изменением конфликтной ситуации, а способы разреше­ния — со способами изменения конфликтной ситуации. Действительно, конфликтная ситуация может существо­вать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент без конфликтной ситуации начаться не может, как не может быть продолжения данного инцидента с изменением конфликтной ситуации. Следовательно, данный конфликт прекращается вместе с изменением данной конфликтной ситуации, и, меняя конфликтную ситуацию, мы можем заменять один элементарный конфликт на другой, управ­ляя в целом течением конфликта.

Люди чаще всего довольно легко фиксируют оконча­ние конфликта. Как? По каким признакам?

Одним из таких признаков служит завершение инци­дента, именно завершение, а не перерыв в его течении, в его развитии. Действительно, разве кто-нибудь сочтет конфликт, столкновение законченным, например, из-за того, что оппоненты разошлись на обеденный перерыв или по домам после окончания рабочего дня, разъехались в отпуск,, заболели и т.д.? После перерыва инцидент может быть продолжен, все окажутся в тех же позициях, в той же конфликтной ситуации (естественно, если в перерыве не произойдет события, которое изменит си­туацию независимо от поведения включенных в нее оппо­нентов). Окончание же данного инцидента может произойти в одном-единственном случае—в случае измене­ния конфликтной ситуации, т. е. изменения любой харак­теристики ее элементов, объекта конфликта, оппонентов, отношений «объект — оппонент» или «оппонент — оппо­нент».

Так, объект конфликта может быть изъят из обраще­ния, а может быть подменен другим объектом. Все оппоненты, кроме одного, в распоряжении которого объект остается, могут быть устранены или произойдет измене­ние его ранга.

   Может измениться отношение «оппонент — объект» из-за изменения характеристик оппонентов и объекта:

изменится доступность данного объекта для оппонентов или будут наложены какие-либо условия на манипулиро­вание этим объектом. Естественно ожидать и изменения отношении «оппонент—оппонент» и прежде всего в связи с изменением рангов оппонентов. Кроме того, можно соз­дать такие условия, при которых никакое непосредствен­ное или опосредованное взаимодействие оппонентов не­возможно.