Мы уже не раз подчеркивали, что любой конфликт в организации происходит между людьми или группами людей. Точнее, любой конфликт в организации опосредуется взаимодействием между людьми. Это относилось и к первым двум системам — организационно-технологической и экономической, где в конфликтных ситуациях противостояли друг другу либо подразделения, либо отдельные представители-функционеры. В рамках социально-психологической системы, действительно, взаимодействуют люди и группы людей. Поскольку все взаимодействия, в том числе и конфликтные, в первых двух системах проходят через людей, через группы индивидов, последние не могут остаться безразличными по отношению к конфликтам, где бы они ни происходили. Таким образом, любой конфликт в организационно-технологической или экономической системах, выполняя определенные функции по отношению к этим системам, одновременно воздействует на отдельных людей, их группы. Например, в ситуации 3 конфликты были направлены новым начальником цеха не только на восстановление технологической и трудовой дисциплины, но и на разрушение неверных норм поведения и отношения к труду, утвердившихся в некоторых группах. В ситуации 10 одновременно с созданием группового рабочего места образуется и неформальная группа, с момента своего появления ориентированная на задачи организации. В этих двух и во многих других случаях конфликтные взаимодействия начинаются в организационно-технологической и экономической системах, в первоначальной конфликтной ситуации оппонентами являются подразделения организаций и функционеры, и лишь затем пожар конфликта как бы перекидывается на личностные отношения и в социально-психологическую систему.
Иногда оказывается, как это было в ситуациях 3 и 6, невозможно решить задачи первых двух систем без конфликтного взаимодействия в социально-психологической системе, без того, что зачастую называют характерным термином — «испортить отношения». Как видим, организация решает некоторые свои проблемы, используя в качестве инструмента человеческие отношения. Поэтому и конфликт в подобных ситуациях выполняет в социально-психологической системе инструментальные, служебные функции. Однако зачастую такой необходимости нет, а межличностные и межгрупповые конфликты оказываются как бы побочным результатом решения проблем организации. Именно так дела обстояли в ситуации 5, где структура организации и технология работы претерпели резкие изменения, и это было совершенно необходимо, но в то же время и не было никакой необходимости в многочисленных межличностных конфликтных взаимодействиях во время и в результате изменений. Это не означает, что всех конфликтов можно было избежать. Речь идет о том, что в подобных случаях конфликты между людьми не выполняют никаких функций по отношению к организации.
Наконец, многие конфликты, которые появляются во внутригрупповых и межгрупповых взаимодействиях, направлены на решение проблем социально-психологической системы. Некоторые из них не могут не сказываться на состоянии организационно-технологической и экономической систем, и даже вызывают конфликты в этих системах.
Точно так же, как и в тех, случаях, когда конфликты решали проблемы организации, используя отношения между людьми в качестве инструмента, групповые и межгрупповые отношения могут обращаться к конфликту в организационных системах как к средству разрешения своих конфликтов. Именно это произошло в ситуациях 9, 12, 13 и 15. В ситуации 9 нежелание группы подчиниться чужим нормам привело к уходу Денисовой. Начало конфликта было положено в сфере групповых отношений, а закончился он организационным действием. В ситуации 12, очевидно, бригада протестовала не по поводу возникновения новой, повышенной нормы эффективности — иначе и после ухода Молина придуманный им рабочий прием не стали бы применять. Протест вызвало поведение Молина, не согласованное с группой, т. е. попытка ввести новую норму поведения, дающую право, по крайней мере, Молину не координировать свои действия с членами бригады. Начавшись, как в предыдущем случае, в сфере групповых отношений, конфликт завершился в организационно-технологической системе. И в том, и в другом случае решение межгрупповых проблем не сказалось существенно на движении организации к своим целям, конфликт не оказал существенного воздействия на состояние организации. Совсем по-иному дела сложились, как видно, в ситуациях 15 и 16. Здесь воздействие конфликта на организационно-технологическую и экономическую системы оказалось очень сильным. Тем не менее, во всех этих ситуациях конфликтные взаимодействия разрешали совершенно определенные проблемы групповых отношений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.