Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 68

Мы уже не раз подчеркивали, что любой конфликт в организации происходит между людьми или группами людей. Точнее, любой конфликт в организации опосредуется взаимодействием между людьми. Это относилось и к первым двум системам — организационно-технологиче­ской и экономической, где в конфликтных ситуациях противостояли друг другу либо подразделения, либо от­дельные представители-функционеры. В рамках социаль­но-психологической системы, действительно, взаимодействуют люди и группы людей. Поскольку все взаимодейст­вия, в том числе и конфликтные, в первых двух системах проходят через людей, через группы индивидов, послед­ние не могут остаться безразличными по отношению к конфликтам, где бы они ни происходили. Таким обра­зом, любой конфликт в организационно-технологической или экономической системах, выполняя определенные функции по отношению к этим системам, одновременно воздействует на отдельных людей, их группы. Например, в ситуации 3 конфликты были направлены новым началь­ником цеха не только на восстановление технологической и трудовой дисциплины, но и на разрушение неверных норм поведения и отношения к труду, утвердившихся в некоторых группах. В ситуации 10 одновременно с соз­данием группового рабочего места образуется и нефор­мальная группа, с момента своего появления ориентиро­ванная на задачи организации. В этих двух и во многих других случаях конфликтные взаимодействия начинают­ся в организационно-технологической и экономической системах, в первоначальной конфликтной ситуации оппо­нентами являются подразделения организаций и функ­ционеры, и лишь затем пожар конфликта как бы переки­дывается на личностные отношения и в социально-психо­логическую систему.

Иногда оказывается, как это было в ситуациях 3 и 6, невозможно решить задачи первых двух систем без конф­ликтного взаимодействия в социально-психологической системе, без того, что зачастую называют характерным термином — «испортить отношения». Как видим, органи­зация решает некоторые свои проблемы, используя в ка­честве инструмента человеческие отношения. Поэтому и конфликт в подобных ситуациях выполняет в социаль­но-психологической системе инструментальные, служеб­ные функции. Однако зачастую такой необходимости нет, а межличностные и межгрупповые конфликты оказывают­ся как бы побочным результатом решения проблем орга­низации. Именно так дела обстояли в ситуации 5, где структура организации и технология работы претерпели резкие изменения, и это было совершенно необходимо, но в то же время и не было никакой необходимости в много­численных межличностных конфликтных взаимодействи­ях во время и в результате изменений. Это не означает, что всех конфликтов можно было избежать. Речь идет о том, что в подобных случаях конфликты между людьми не выполняют никаких функций по отношению к орга­низации.

Наконец, многие конфликты, которые появляются во внутригрупповых и межгрупповых взаимодействиях, на­правлены на решение проблем социально-психологической системы. Некоторые из них не могут не сказываться на состоянии организационно-технологической и экономиче­ской систем, и даже вызывают конфликты в этих системах.

 Точно так же, как и в тех, случаях, когда конфлик­ты решали проблемы организации, используя отношения между людьми в качестве инструмента, групповые и межгрупповые отношения могут обращаться к конфликту в организационных системах как к средству разрешения своих конфликтов. Именно это произошло в ситуациях 9, 12, 13 и 15. В ситуации 9 нежелание группы подчиниться чужим нормам привело к уходу Денисовой. Начало конф­ликта было положено в сфере групповых отношений, а закончился он организационным действием. В ситуа­ции 12, очевидно, бригада протестовала не по поводу воз­никновения новой, повышенной нормы эффективности — иначе и после ухода Молина придуманный им рабочий прием не стали бы применять. Протест вызвало поведение Молина, не согласованное с группой, т. е. попытка ввести новую норму поведения, дающую право, по крайней мере, Молину не координировать свои действия с членами бригады. Начавшись, как в предыдущем случае, в сфере групповых отношений, конфликт завершился в организа­ционно-технологической системе. И в том, и в другом случае решение межгрупповых проблем не сказалось существенно на движении организации к своим целям,  конфликт не оказал существенного воздействия на состояние организации. Совсем по-иному дела сложились, как видно, в ситуациях 15 и 16. Здесь воздействие конфликта на организационно-технологическую и экономическую системы оказалось очень сильным. Тем не менее, во всех этих ситуациях конфликтные взаимодействия разрешали совершенно определенные проблемы групповых от­ношений.