Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 14

Попробуем представить себе, что могло бы произойти, если бы Кузьмин или группа механиков не уволились. В этом случае оппонентами в конфликте оказались бы Петухов и группа механиков, а объектом — ответствен­ность за случившееся с Кузьминым, ответственность, от которой Петухов старался полностью отказаться. Группа могла обратиться с жалобой к администрации или в об­щественные организации, и Петухов, несомненно, был бы наказан как за покушение на прерогативы высшей адми­нистрации, так и за неэтичное поведение, хотя наказание Кузьмину вряд ли бы отменили, поскольку он нарушил дисциплину сознательно. Рабочие не сделали этого. Воз­можно, они не захотели опускаться до уровня Петухова и «заваривать» склоку. Возможно, Кузьмин счел такой акт нецелесообразным, так как Петухова вряд ли уволили бы за этот поступок и работать с ним потом было бы чрезвычайно трудно. Отношения между Петуховым и группой механиков оказались бы наверняка испорченны­ми, любое действие Петухова рассматривалось бы через призму его прежнего неэтичного поступка и ему бы не прощался никакой промах. Со своей стороны Петухов любой недочет в работе механиков был бы склонен рас­сматривать как преднамеренную акцию, направленную против него лично.

Осталось бы ожидание инцидента: еще нет устойчиво­го объекта конфликта, но уже есть враждебно настроен­ные оппоненты. Обстановка напоминала бы плохую ком­мунальную квартиру с вечно ссорящимися соседями.

Объект в такого рода конфликтной ситуации высту­пает лишь внешним поводом к началу инцидента, тогда как истинная причина конфликта кроется в отношениях оппонентов друг к другу. В нашем примере группа меха­ников вместе с Кузьминым не хотела видеть своим руко­водителем человека, способного на элементарную непоря­дочность, не могла подчиняться тому, кому больше не доверяла. Разрыв отношений с Петуховым стал для груп­пы делом чести, а для каждого ее члена — вопросом само­уважения и человеческого достоинства.

Но и Петухов не мог оставить свою должность, ведь тогда ему пришлось бы признаться и себе, и другим в том, что он плохой руководитель. «Победа» над группой была нужна ему и для самооправдания и как компенса­ция за неприятные переживания, которые он не мог не испытывать в истории с Кузьминым.

Итак, у каждого из оппонентов есть своя внутренняя причина, толкающая его на конфликт. Для Кузьмина и бригады — это чувство собственного достоинства и само­уважения, для Петухова — желание отстоять ложно по­нятый престиж руководителя. Назовем такую внутреннюю психологическую причину предметом конфликта. Очевид­но, предмет конфликта отличается от его объекта, поскольку объект по отношению к оппонентам выступает всегда как внешняя сущность. Но конфликтные взаимо­действия между одними и теми же оппонентами могут оказаться безразличными к объекту и держаться только на предмете. Для постороннего наблюдателя такие отно­шения будут выглядеть как перманентно враждебные, для которых объект всегда отыщется. Подобные конфлик­ты будем называть эмоциональными. Источник эмоцио­нальных конфликтов кроется либо в личностных качест­вах оппонентов, либо в их психологической несовместимости. Эмоциональные конфликты мы противопоставляем деловым, происходящим из-за вполне конкретных объек­тов, к числу которых можно отнести, например, ответст­венность за выполнение должностных функций, должно­стные права и т. д.

В эмоциональном конфликте возможны только два выхода: либо разъединение оппонентов, при котором взаимодействие между ними невозможно, либо полная психологическая перестройка всех оппонентов, вовлечен­ных в конфликт.

Кузьмин и группа механиков правильно оценили воз­можные будущие ситуации и остановились на варианте прекращения всяких взаимодействий с Петуховым. Это можно было сделать, либо убрав с поста Петухова, либо покинув организацию.