Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 36

Как видим, в организации проходит большая часть по­вседневной жизни человека. Там возникают и разрешают­ся личные проблемы, сбываются или рушатся надежды, сталкиваются судьбы и характеры. В среднем в день (включая субботы и воскресенья) мужчины имеют воз­можность общаться со своими товарищами, друзьями и коллегами в течение 12 часов, из которых примерно 56% проходит на работе или связано с работой. У женщин это время в целом составляет почти 10 часов и около 67% его проходит на работе или связано с работой. Если бы мы взяли будний день, эти доли значительно бы уве­личились.

В спонтанных неформальных контактах человек са­мостоятельно выбирает партнеров по общению, сообразу­ясь со своими интересами, склонностями и симпатиями, и потому не ограничивается теми контактами, которые «навязывает» ему организация. Возникшая на основе та­кого свободного выбора структура неформальных связей и представляет собой ту среду в организации, в которой живет человек, в которой он удовлетворяет потребности в принадлежности к группе, в защите с ее стороны, в уважении и престиже, в самовыражении и творчестве.

К этому можно добавить, что образование устойчивых неформальных связей поддерживается и негласно суще­ствующей в обыденной жизни нормой, не поощряющей в людях такие качества, как скрытность и необщительность. Поэтому человек, избегающий неформальных контактов, например, с коллегами по работе, как правило, вызывает у окружающих чувство неприязни и недоверия. Денисова в описанном выше конфликте настроила против себя всех сотрудников бюро не в последнюю очередь тем, что не одобряла разговоров на личные темы.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ

При достаточно длительном и устойчивом взаимодействии в организации неформальные контакты по своему харак­теру становятся стабильными, постепенно выделяя в сре­де, структурированной организационными нуждами, груп­пы людей, тяготеющих друг к другу не на формальной основе, не из-за (а точнее, не только из-за) определенной технологии работы. Поэтому подобные группы в социаль­ной психологии называют неформальными.

Характер, размеры, структура неформальных групп разнообразны. Нет ни одного человека в мире, который бы практически каждый день не оказался бы участником каких-либо неформальных групп и в организации, и в обыденной жизни. Это и очереди в столовой, на останов­ках общественного транспорта, группы в курилках, толпы людей, объединенных общими желаниями и действием, кружки самодеятельности и т. д. Одни группы существу­ют несколько минут или часов (например, очередь в ма­газине или столовой), другие — несколько дней, третьи — несколько месяцев и даже лет. Одни группы сложны по своей структуре и не всякий член группы знает в лицо всякого. Примером такой группы может быть очередь на остановке общественного транспорта. Другие группы так­же не просты по своей структуре, но в них все друг друга знают хорошо (например, дружеская группа, состоящая из супружеских пар). Третьи группы предельно просты, в них каждый взаимодействует с каждым, так сказать, лицом к лицу, и это взаимодействие наблюдает и оцени­вает только группа в целом. Последний тип группы лучше называть контактным. Название это подчеркивает самое важное свойство структуры взаимодействия в группе — отсутствие посредников в общении членов группы между собой, непосредственность этих взаимодействий. Среди контактных легко выделить и коротко живущие и ста­бильные группы.

Объектом нашего интереса будут стабильные контакт­ные группы. Поскольку на подобные группы наложено одновременно два ограничения — стабильность и непре­менно непосредственное взаимодействие между ее члена­ми — логично ожидать и ограниченности численности лю­дей в группе.

С целью выяснить фактическое распределение стаби­льных контактных групп по численности людей в этих группах мы в течение не­скольких лет опросили более пятисот человек.

Рис. 8. Распределение групп по численности членов в груп­пе,