Если первый позволяет человеку с наименьшими затратами времени, нервной энергии и сил выйти из конфликтной ситуации или, если это необходимо, довести ее до некоторого разрешения, то эмоциональная стратегия поведения лишь углубляет разногласия, изматывает противников и затягивает конфликт, так как ни один из оппонентов не имеет четко осознанной цели в конфликте, т. е. представления о том, чего же он добивается, вступая в конфликтное взаимодействие. В этом случае конфликт как бы становится для противников самоцелью. Мы не случайно употребили термин «противники» вместо нейтрального «оппоненты». Дело в том, что в эмоциональном конфликте у оппонентов складывается нелестное представление о личностных качествах друг друга, и их действия зачастую направлены на то, чтобы унизить противника, показать всем его «настоящее» лицо. В рациональном же конфликте возможно не только уважительное отношение оппонентов друг к другу, но и взаимная положительная оценка.
В ситуации, сложившейся на кафедре, Умнов не сразу нашел верный способ поведения. Вначале он вступил с Лялиной в эмоциональный конфликт. Но когда другие сотрудники кафедры стали открыто симпатизировать Лялиной и конфликт грозил перерасти во вражду со всей кафедрой, Умнов понял, что пора от эмоциональных реакций и ситуативно определяемых поступков переходить к построению рациональной стратегии поведения. Было ясно и другое: их взаимная неприязнь настолько велика, что преодолеть ее и погасить конфликт уже невозможно. До сих пор его действия определялись в основном оскорбленным самолюбием и стремлением доказать сомневающимся, что он может справиться со строптивой ассистенткой и навести порядок на кафедре. Теперь нужно было забыть о личных обидах и определить свою действительную цель — сохранение сплоченного и работоспособного коллектива кафедры.
Следовало определить и средства достижения цели. Умнов прекрасно понимал, что если в сложившейся ситуации он попытается использовать административную власть, чтобы избавиться от Лялиной, этим окончательно закрепит за собой репутацию преследователя, а за Лялиной — невинной жертвы, мученицы, чем навсегда испортит взаимоотношения с коллективом. Нужно было, чтобы его сотрудники сами захотели ухода Лялиной и оказали на нее давление. Это можно было сделать лишь одним способом — создать для Лялиной привилегированное положение, которого она добивалась, и, более того, сделать так, чтобы все видели, что эти привилегии она получает за счет других членов кафедры.
Умнов отдавал себе отчет в том, что встав на сторону Лялиной, он на некоторое время еще больше оттолкнет от себя некоторых сотрудников. Но зато Лялина будет антипатична для сотрудников не только кафедры, но и института. Такого положения она не выдержит, так как быть центром всеобщего внимания и восхищения — для нее жизненно необходимая потребность. Как вы видели, Умнов выбрал верную линию поведения, и она принесла желаемые результаты.
Люди, подобные Лялиной, как правильно определил Умнов, всегда стремятся быть в центре внимания, ищут признания и поддержки окружающих и добиваются этого хотя и косвенными, но настойчивыми действиями. Такой тип личности называется демонстративным. Стремление быть в центре внимания толкает демонстративную личность на широкие, разнообразные контакты, но они осуществляются, как правило, на незрелом и поверхностном уровне. Отношение к людям у индивидов такого типа определяется тем, насколько удалось завоевать их расположение. Так, нейтральное отношение Умнова было воспринято Лялиной чуть ли не как личное оскорбление, и она отнесла его в стан своих врагов. Добиваться же расположения заведующего кафедрой посредством хорошей работы и вообще посредством деятельности, требующей длительных усилий, Лялина была неспособна. И это — одна из характерных черт демонстративной личности. Как правило, они становятся тормозом в такой групповой деятельности, которая не дает быстрых и эффективных результатов, а требует кропотливой будничной работы и длительных усилий. Людям этого типа хорошо удается деятельность, требующая разнообразных, но относительно кратковременных контактов, умения приспособиться к различным ситуациям, благоприятно выглядеть перед окружением, вживаться в роль и т. п. Мы помним, что Лялина легко завязывала знакомства и, более того, оставляла о себе благоприятное первое впечатление. Но когда ситуация на кафедре изменилась не в ее пользу, на первый план выступили другие свойства ее личности: недостаточно критическая самооценка, неумение оценить реальное отношение окружающих и, как следствие, бесцеремонное поведение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.