Было ли поведение Красновой в конфликте рациональным и целенаправленным? Безусловно, да. На протяжении всего конфликта она не совершила ни одного необдуманного действия, которое можно использовать против нее, не было ни одной необоснованной жалобы, ни одного взрыва эмоций. Все поведение Красновой продумано и подчинено четкой стратегии. Поскольку она всегда, хотя и с оговорками, оказывалась нрава, к ней стали больше прислушиваться на фабрике. Конфликт для Красновой мог разрешиться только смещением Седых с поста директора.
Что касается Седых, то ее позицию в конфликте определила тщательно скрываемая от всех и даже от самой себя неуверенность в своей состоятельности как руководителя. Она впервые была назначена на должность директора и, как всякий психологически неподготовленный к такой должности человек, очень ревниво относилась к внешним подтверждениям директорской власти. Критические замечания Красновой, се попытки вмешаться в решение тех вопросов, которые директор считала своей прерогативой, восприняла как прямую угрозу своей позиции. Поэтому только полная «победа» в конфликте с Красновой могла бы сохранить Седых самоуважение и, как она считала, уважение окружающих.
Поведение Седых в конфликте было нерациональным и импульсивным. Она не контролировала свои эмоции и высказывания в адрес Красновой, использовала некорректные приемы (письмо в ОБХСС, выступление против присвоения Красновой звания лучшей по профессии). Если бы Седых попыталась осмыслить происходящее, она бы поняла, что, во-первых, опускаясь до сведения счетов, она лишь подтверждает нелестное мнение о ней как о руководителе. Во-вторых, используя против Красновой имеющиеся в ее распоряжении административные средства, она создает ей репутацию «жертвы» и порождает сочувствие окружающих к Красновой, т. е. опять ослабляет свою позицию.
Однако Седых вместо того, чтобы проанализировать причины конфликта, возможные варианты его развития и построить стратегию собственного поведения, позволила вовлечь себя в эмоциональный конфликт, из которого редкому руководителю удается выйти, сохранив свою репутацию.
Таким образом, конфликт показал, что Седых и в самом деле оказалась слабо подготовленной как руководитель. Она совершила, по крайней мере, две грубые и недопустимые для руководителя ошибки: восприняла поведение Красновой как личную обиду и оскорбление и, более того, позволила личной неприязни вылиться в действия против своего обидчика (подчиненного!).
Вступая в конфликт с Красновой, Седых забыла, что она руководитель и, следовательно, в своем поведении должна исходить из интересов производства и других людей, а не личных симпатий и антипатий. Но она сразу вспомнила, что она руководитель, как только потребовалась ее административная власть для борьбы с Красновой.
В этом и заключается опасность неподготовленности руководителя как личности к выполнению своих функций. Такой руководитель очень легко теряет грань дозволенного в использовании административных средств, административной власти для решения своих собственных проблем и внутренних конфликтов.
Прибегнув к административным средствам в борьбе с Красновой, Седых превратила личный конфликт в конфликт общефабричного масштаба. В выяснение отношений вовлеклись и рядовые работницы, и администрация.
Итак, можно выделить несколько типичных случаев, когда личность становится источником конфликтов в производственном подразделении и в организации.
Постоянным источником конфликтов могут выступать так называемые конфликтные личности. Здесь следует различать ситуативные конфликтные личности и личности, для которых конфликтность — свойство, вытекающее из особенностей их характера. Таковы описанные выше демонстративный, ригидный и неуправляемый типы, и в меньшей степени — личности сверхточного и «бесконфликтного» типа. Чем ярче выражены свойства каждого из этих типов, тем выше уровень конфликтности личности. Конфликтность — свойство, мешающее человеку приспособиться к своему социальному окружению, и его наличие всегда свидетельствует о дефектах в воспитании. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем или воспитательными воздействиями, если только они не производятся квалифицированным специалистом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.