Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 64

Было ли поведение Красновой в конфликте рацио­нальным и целенаправленным? Безусловно, да. На протя­жении всего конфликта она не совершила ни одного необ­думанного действия, которое можно использовать против нее, не было ни одной необоснованной жалобы, ни одного взрыва эмоций. Все поведение Красновой продумано и подчинено четкой стратегии. Поскольку она всегда, хотя и с оговорками, оказывалась нрава, к ней стали больше прислушиваться на фабрике. Конфликт для Красновой мог разрешиться только смещением Седых с поста директора.

Что касается Седых, то ее позицию в конфликте оп­ределила тщательно скрываемая от всех и даже от самой себя неуверенность в своей состоятельности как руково­дителя. Она впервые была назначена на должность ди­ректора и, как всякий психологически неподготовленный к такой должности человек, очень ревниво относилась к внешним подтверждениям директорской власти. Крити­ческие замечания Красновой, се попытки вмешаться в решение тех вопросов, которые директор считала своей прерогативой, восприняла как прямую угрозу своей пози­ции. Поэтому только полная «победа» в конфликте с Красновой могла бы сохранить Седых самоуважение и, как она считала, уважение окружающих.

Поведение Седых в конфликте было нерациональным и импульсивным. Она не контролировала свои эмоции и высказывания в адрес Красновой, использовала некор­ректные приемы (письмо в ОБХСС, выступление против присвоения Красновой звания лучшей по профессии). Если бы Седых попыталась осмыслить происходящее, она бы поняла, что, во-первых, опускаясь до сведения счетов, она лишь подтверждает нелестное мнение о ней как о руководителе. Во-вторых, используя против Красновой имеющиеся в ее распоряжении административные средст­ва, она создает ей репутацию «жертвы» и порождает со­чувствие окружающих к Красновой, т. е. опять ослабляет свою позицию.

Однако Седых вместо того, чтобы проанализировать причины конфликта, возможные варианты его развития и построить стратегию собственного поведения, позволила вовлечь себя в эмоциональный конфликт, из которого редкому руководителю удается выйти, сохранив свою репутацию.

Таким образом, конфликт показал, что Седых и в са­мом деле оказалась слабо подготовленной как руководи­тель. Она совершила, по крайней мере, две грубые и недо­пустимые для руководителя ошибки: восприняла поведе­ние Красновой как личную обиду и оскорбление и, более того, позволила личной неприязни вылиться в действия против своего обидчика (подчиненного!).

 Вступая в конфликт с Красновой, Седых забыла, что она руководитель и, следовательно, в своем поведении должна исходить из интересов производства и других людей, а не личных симпатий и антипатий. Но она сразу вспомнила, что она руководитель, как только потребовалась ее административная власть для борьбы с Красновой.

В этом и заключается опасность неподготовленности руководителя как личности к выполнению своих функ­ций. Такой руководитель очень легко теряет грань дозво­ленного в использовании административных средств, административной власти для решения своих собственных проблем и внутренних конфликтов.

Прибегнув к административным средствам в борь­бе с Красновой, Седых превратила личный конфликт в конфликт общефабричного масштаба. В выяснение отношений вовлеклись и рядовые работницы, и ад­министрация.

Итак, можно выделить несколько типичных случаев, когда личность становится источником конфликтов в производственном подразделении и в организации.

Постоянным источником конфликтов могут выступать так называемые конфликтные личности. Здесь следует различать ситуативные конфликтные личности и лично­сти, для которых конфликтность — свойство, вытекающее из особенностей их характера.  Таковы описанные выше демонстративный, ригидный и неуправляемый типы, и в меньшей степени — личности сверхточного и «бесконфликтного» типа. Чем ярче выражены свойства каждого из этих типов, тем выше уровень конфликтности личности. Конфликтность — свойство, мешающее человеку приспособиться к своему социальному окружению, и его наличие всегда свидетельствует о дефектах в воспитании. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем или воспита­тельными воздействиями, если только они не производят­ся квалифицированным специалистом.