Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 71

Таким образом, оценка любого конфликта может про­водиться исключительно по отношению к определенному оппоненту, определенной системе или личности.

И все-таки, конфликт в организации — плохо это пли хорошо?

Например, в ситуации 3 действия нового начальника цеха обострили обстановку, вызвали напряженные кон­фликты, разрушили многие контактные группы, но мы оцениваем его действия и их последствия, в том числе и данные конфликты, как положительные. И в ситуации 17 конфликты между бригадой и супругами Маловыми тоже привели к положительному результату с точки зре­ния дела, организации, но самим Маловым они вряд ли принесли пользу. Просматривая последовательно все си­туации, нетрудно обнаружить, что оценить результаты конфликта, а следовательно, и сам конфликт, невозможно, не встав предварительно на определенную точку зрения, не представив себя одним из оппонентов, одним из участ­ников конфликтного взаимодействия. Иногда для оценки конфликта приходится последовательно становиться на точку зрения каждого оппонента.

Конфликт — не просто острое взаимодействие. С кон­фликтами связаны большие потери разнообразного харак­тера. Сомнительно, чтобы участие в конфликте кому-то доставило удовольствие. Разумеется, положительные эмо­ции, вызываемые желательным или запланированным исходом конфликта, можно понять, но участие в конфликте с неизвестным результатом всегда требует большего или меньшего эмоционального напряжения, затрат нервной энергии. В крайних ситуациях постоянное участие чело­века в конфликтных взаимодействиях в качестве одного из оппонентов может привести к острым заболеваниям. В любом случае очевидно, что конфликт — это прежде всего психическое взаимодействие. II невозможно себе представить, как соизмерить все психические эмоциональ­ные затрать! на участие в конфликте с тем выигрышем, который можно получить в результате его разрешения. Да и как подсчитать этот выигрыш, если он зачастую оценивается только в морально-этических категориях? Нап­ример, как можно оценивать чувство исполненного долга или удовлетворение от правильного и полного выполне­ния взятых на себя обязательств? На каких весах можно взвесить, например, нервные затраты и результат от за­держания милиционером вооруженного преступника — случай, когда конфликт непосредственно опасен для жиз­ни задерживающего? По-видимому, во всех подобных си­туациях необходимо ориентироваться на обязательное со­блюдение норм, на обязательное следование морали наше­го общества — это главный критерий оценки любого кон­фликта.

С конфликтным взаимодействием и его результатами зачастую связаны и материальные затраты. Например, в ситуации 6 для того, чтобы довести конфликт со шлифо­вальщиками до полезного для организации окончания, необходимы материальные затраты либо на изменение технологии, либо на обучение новых рабочих. Наоборот, в ситуации 3 сам конфликт не стоил практически орга­низации никаких материальных затрат, а его результат принес явные выгоды. В то же время есть конфликты, во­обще не связанные ни с какими материальными затра­тами пли результатами ни в своем течении, ни по своим результатам (ситуации 11, 18, 19).

Таким образом, говорить об эффективности конфликта в общем виде не приходится, понятие некоей абстрактной эффективности любого конфликта вряд ли можно сформу­лировать. Но, тем не менее, иногда говорят о том, что конфликт достиг (или не достиг) поставленной цели, что усилия были затрачены не впустую и т.п. Следовательно, участие в конфликтах, их результаты все равно оценива­ются как эффективные или неэффективные. Просмотрим с этих позиций некоторые описанные нами конфликтные ситуации.