В данной ситуации источник конфликта, возникшего между Денисовой и сотрудниками бюро, не имел отношения к производственной сфере деятельности. Конфликт оказался возможным, потому что и на производстве человек стремится реализовать себя как целостное существо, проявлять в производственной группе не только профессиональные знания и навыки, но и свои взгляды, вкусы. Здесь столкнулись привычки, с одной стороны, Денисовой, а с другой — всех членов сплоченной группы с давними устоявшимися традициями и правилами поведения.
В группе не было принято обращать особое внимание на свою внешность. Поэтому Денисова сразу выделилась среди женщин. Одного этого было бы достаточно, чтобы возник барьер в отношениях между Денисовой и группой. Но она нарушила и другие негласно существующие традиции и этим вызвала враждебность к себе сотрудников бюро. Сплоченность группы держалась не в последнюю очередь на встречах во внерабочее время — пикниках, вечеринках и т. п.
Денисова же не последовала за группой: она не делала того, что принято было делать. Всем поведением она как бы осуждала сотрудников бюро. Отказываясь участвовать в обсуждении личных проблем, Денисова тем самым низводила эти разговоры до уровня сплетен. Она, наконец, пренебрегла интересами коллектива, отказавшись сдавать нормы ГТО. Никто, кроме нее, так не поступал. Вообще Денисова противопоставила своё поведение поведению всех сотрудников бюро. В результате — конфликт между Денисовой и группой, объектом которого выступали групповые нормы поведения: либо все принимают диктуемые Денисовой нормы (соответствующий внешний вид, отказ от неформальных собраний, отказ от обсуждения личных дел на работе), либо Денисова должна стать похожей на остальных. Оппоненты — с одной стороны, Денисова (скорее всего, оппонент первого ранга), с другой,— сплоченная группа (оппонент второго ранга).
Таким образом, объект конфликта в социально-психологической системе может не иметь отношения к производственной сфере, к организационным задачам и проблемам. Но, как мы увидим дальше, поскольку такой конфликт возникает в рамках организации, он отражается и на деловых взаимоотношениях людей, а следовательно, на эффективности их деятельности.
На первый взгляд кажется, что мы теперь, наконец, добрались до того типа ситуаций, где люди взаимодействуют непосредственно друг с другом как люди, а не как функционеры организации. Действительно, на любом предприятии, в любой организации всегда возникают нерегламентированные отношения между людьми, возникают стихийно, не предусмотренные никакими инструкциями. В социальной психологии подобные отношения называются неформальными. Нетрудно понять, что именно вызывает к жизни неформальные отношения: по своей социальной природе человек не может ограничиться только деловыми контактами, предписанными ему извне, строго целевыми и «безразличными» к его индивидуальности. Невозможной и неестественной представляется разделение жизни человека на чередующиеся периоды, когда он только работает, т. е. выступает как «чистый» функционер, все поведение которого определяется интересами и требованиями организации, и когда он только живет собственной жизнью, индивидуальными интересами и симпатиями, преследуя личные цели.
Приведем данные социологов1 о распределении временного ресурса, которым располагает человек, по различным статьям затрат (чел.-ч в день):
Мужчины |
Женщины |
|
1. Передвижение на работу и обратно |
0,64 |
0,58 |
2. Домашний труд (включая уход за собой) |
1,20 |
3,84 |
3. Время на уход за детьми и занятия с ними |
0,59 |
0,70 |
4. Удовлетворение естественных физиологических потребностей |
9,41 |
9,20 |
Итого по ст. 1—4 |
11,84 |
14,32 |
5. Рабочее время и время, связанное с работой (без ст. 1) |
6,83 |
6,50 |
6. Свободное время |
5,13 |
2,98 |
7. Время на прочие занятия и нераспределенное время |
0,20 |
0,20 |
Итого по ст. 5—7 |
12,16 |
9,68 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.