Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 35

В данной ситуации источник конфликта, возникшего между Денисовой и сотрудниками бюро, не имел отноше­ния к производственной сфере деятельности. Конфликт оказался возможным, потому что и на производстве чело­век стремится реализовать себя как целостное существо, проявлять в производственной группе не только профес­сиональные знания и навыки, но и свои взгляды, вкусы. Здесь столкнулись привычки, с одной стороны, Денисо­вой, а с другой — всех членов сплоченной группы с дав­ними устоявшимися традициями и правилами поведения.

В группе не было принято обращать особое внимание на свою внешность. Поэтому Денисова сразу выделилась среди женщин. Одного этого было бы достаточно, чтобы возник барьер в отношениях между Денисовой и группой. Но она нарушила и другие негласно существующие тра­диции и этим вызвала враждебность к себе сотрудников бюро. Сплоченность группы держалась не в последнюю очередь на встречах во внерабочее время — пикниках, вечеринках и т. п.

Денисова же не последовала за группой: она не делала того, что принято было делать. Всем поведением она как бы осуждала сотрудников бюро. Отказываясь участвовать в обсуждении личных проблем, Денисова тем самым низ­водила эти разговоры до уровня сплетен. Она, наконец, пренебрегла интересами коллектива, отказавшись сдавать нормы ГТО. Никто, кроме нее, так не поступал. Вообще Денисова противопоставила своё поведение поведению всех сотрудников бюро. В результате — конфликт между Денисовой и группой, объектом которого выступали груп­повые нормы поведения: либо все принимают диктуемые Денисовой нормы (соответствующий внешний вид, отказ от неформальных собраний, отказ от обсуждения личных дел на работе), либо Денисова должна стать похожей на остальных. Оппоненты — с одной стороны, Денисова (ско­рее всего, оппонент первого ранга), с другой,— сплочен­ная группа (оппонент второго ранга).

Таким образом, объект конфликта в социально-психо­логической системе может не иметь отношения к произ­водственной сфере, к организационным задачам и пробле­мам. Но, как мы увидим дальше, поскольку такой кон­фликт возникает в рамках организации, он отражается и на деловых взаимоотношениях людей, а следовательно, на эффективности их деятельности.

На первый взгляд кажется, что мы теперь, наконец, добрались до того типа ситуаций, где люди взаимодейст­вуют непосредственно друг с другом как люди, а не как функционеры организации. Действительно, на любом предприятии, в любой организации всегда возникают нерегламентированные отношения между людьми, возника­ют стихийно, не предусмотренные никакими инструкция­ми. В социальной психологии подобные отношения назы­ваются неформальными. Нетрудно понять, что именно вы­зывает к жизни неформальные отношения: по своей со­циальной природе человек не может ограничиться только деловыми контактами, предписанными ему извне, строго целевыми и «безразличными» к его индивидуальности. Невозможной и неестественной представляется разделе­ние жизни человека на чередующиеся периоды, когда он только работает, т. е. выступает как «чистый» функцио­нер, все поведение которого определяется интересами и требованиями организации, и когда он только живет собственной жизнью, индивидуальными интересами и симпа­тиями, преследуя личные цели.

Приведем данные социологов1 о распределении вре­менного ресурса, которым располагает человек, по различ­ным статьям затрат (чел.-ч в день):

Мужчины

Женщины

1. Передвижение на работу и обратно

0,64

0,58

2. Домашний труд (включая уход за собой)  

1,20    

3,84

3. Время на уход за детьми и занятия с ними

0,59     

0,70

4. Удовлетворение естественных физиоло­гических потребностей

9,41 

9,20

Итого по ст. 1—4

11,84    

14,32

5. Рабочее время и время, связанное с ра­ботой (без ст. 1)

6,83    

6,50

6. Свободное время

5,13    

2,98

7. Время на прочие занятия и нераспреде­ленное время

0,20    

0,20

Итого по ст. 5—7

12,16    

9,68