Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 24

Технологические связи в организационно-технологиче­ской системе задаются формализованной технологией производственного процесса. Именно так обстоит дело для подавляющей части низовых рабочих мест. Однако техно­логия управленческой работы формализована далеко не полностью, а иногда и вовсе не формализована. Зачастую лишь на основе общих соображений, общих рекомендаций эта технология более или менее отчетливо фиксируется в традициях групп, вовлеченных в управление. Техноло­гические связи такого рода возникают в процессе распре­деления функций и средств, обязанностей и прав, ответ­ственности и власти между рабочими местами, в процессе балансировки каждого из них. А это, в свою очередь, зависит не только от организационной структуры подраз­деления, не только от различного рода формальных установлений, но и особенностей конкретных людей, дли­тельное время занимающих рабочие места, от их квали­фикации, профессионального и жизненного опыта, пси­хологических особенностей и т. д. Например, для целей психофизиологического исследования требовалось прово­дить опрос рабочих-станочников три раза в день непо­средственно во время работы. Для этого каждого рабочего, попавшего в выборку, приходилось отрывать от работы на час-полтора. Ни начальники участков, ни бригадиры не возражали против обследования, однако они не могли приказать рабочим прерывать работу — это выходило за пределы их функций, а сами рабочие не хотели терять время и заработок. В группе исследователей возник конфликт между руководителем и подчиненными. Сотруд­ники группы считали, что руководитель должен найти выход из положения, а он обвинял сотрудников в неуме­лых действиях и отсутствии инициативы. Интересным представляется выход из создавшейся конфликтной си­туации. Функция «транспортировки» рабочих от станка к кабинету, где проводился опрос, была поручена молодой, очень привлекательной женщине. Рабочие послушно следовали за ней и с заинтересованностью включались в опрос. Но подобного рода психологические «находки» — скорее исключение, чем правило. Обычно же неопределен­ность технологии и, как следствие этого, неопределенность технологических связей — первый и один из самых глав­ных источников конфликтов.

Другой источник конфликтов — ситуация, когда одно­му подчиненному указания дают многочисленные началь­ники. Так, начальники цехов на некоторых предприятиях получают руководящие указания ежедневно от 15—20 человек! Выполнить их не хватает ни времени, ни сил. Тогда подчиненный вынужден: 1) либо сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности в соответ­ствии со своим разумением, 2) либо требовать этого от своего непосредственного руководителя, 3) либо хвататься за все подряд. В любом случае конфликтная ситуация налицо, объектом ее является право установления очеред­ности в выполнении указаний. В первом и третьем слу­чаях подчиненный присваивает (или пытается присвоить) это право себе, и тогда оппонентами становятся он, с одной стороны, и множество начальников — с другой. Во втором случае оппонентами оказывается руководители, дающие указания.

В самом деде, начальнику цеха завода, например, офи­циальное право давать ежедневные указания без, наруше­ния субординации имеет большое количество служб заводоуправления: и отдел главного технолога, и отдел кадров, и плановый отдел, и бухгалтерия, и отдел труда и заработной платы и т. д. Со всеми надо жить в мире и согласии не только и не столько ради собственного покоя, сколько ради создания более или менее нормаль­ной обстановки для работы и жизни цеха. А если добавить еще и необходимость заниматься организацией культур­ных, спортивных и прочих массовых мероприятий, станет ясно, что должность начальника цеха — пост, всегда чреватый конфликтами, и у немногих, даже в самых бла­гоприятных условиях, есть возможность быть «хорошим во всех отношениях» начальником цеха.