Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 17

Конфликт разрешился в основном за счет изменения рангов оппонентов. Действительно, вначале начальник лаборатории устанавливает контакт с директором, зару­чается его поддержкой и тем самым обеспечивает в на­рождающемся конфликте с другими подразделениями института более высокий ранг для своей лаборатории. К моменту, когда поддержка со стороны директора ока­залась потеряна, контакты с вышестоящим руководством уже были налажены, в результате чего фактический ранг у лаборатории стал выше институтского. С этого момента директор и его группы были бессильны что-либо предпри­нять против лаборатории. Осталось закрепить формально тот статус, который приобрела лаборатория благодаря неформальным связям ее начальника, что и было сделано при поддержке руководителей министерства. Как только появился приказ об организации нового НИИ, противни­ками нового института оказались отдельные лица.

В целом от появления новой лаборатории до превра­щения ее в институт, как мы видим, одна конфликтная ситуация сменяет другую, один конфликт, разрешаясь, переходит в другой. Первая конфликтная ситуация соз­далась в момент появления повой лаборатории. Непосред­ственный ее объект — научный авторитет, престиж, а оппоненты — коллектив новой лаборатории и отдельные группы старых сотрудников. Однако в следующий момент мы уже видим, как эта конфликтная ситуация лишь мас­кирует другую, в которой объектом является научная власть в НИН, а оппонентами — начальник лаборатории со своим коллективом и директор НИИ со своими группами. Директор рассматривал конфликты между старыми и новыми сотрудниками поначалу как недоразумения, достойные сожаления. Ассигнования, направляемые им в новую лабораторию, усиливали противоречия между старыми и новыми сотрудниками. Как только старым со­трудникам удалось убедить директора, что целью началь­ника лаборатории является власть в НИИ, возникает новая конфликтная ситуация. Ассигнования лаборатории со стороны дирекции прекращаются. Но это действие но­сит теперь только оборонительный характер, так как начальник лаборатории успел заручиться поддержкой в министерства и в результате ранг лаборатории как оп­понента в конфликте неформально оказался выше ранга директора НИИ. Теперь остается лишь узаконить этот факт, что и было сделано выделением лаборатории из состава НИИ в самостоятельное подразделение и предо­ставлением начальнику лаборатории высоких постов в министерстве. Внешне конфликтная ситуация вновь меняется. Объектом становится научный авторитет новой самостоятельной организации. Начальнику лаборатории для завоевания такого авторитета нужно лишь продол­жать свою работу и поддерживать хорошие отношения с ответственными сотрудниками министерства. Содержа­ние двух крупных организаций одного и того же профи­ля, различающихся лишь методом работы,— дело явно расточительное и неперспективное. Директор НИИ только теперь начал объективно оценивать ситуацию, и явное свидетельство этому — его уход на пенсию. Приказ о соз­дании нового НИИ отвел одного из оппонентов и тем са­мым объективно устранил конфликтную ситуацию.

Мы много внимания и места уделили различным способам разрешения конфликта, подчеркивая, как важно правильно понять источники конфликтного взаимодейст­вия в организации, вовремя обнаружить их. Это, действи­тельно, можно сделать, поскольку никакой конфликт, как мы видели, немыслим без конфликтной ситуации. Более того, иногда конфликтная ситуация может существовать долгое время, не превращаясь в инцидент. Нежесткость связи между конфликтной ситуацией и конфликтным взаимодействием дает возможность руководителю направ­лять конфликт в нужную для дела сторону. Во-первых, можно (а иногда и необходимо) до возникновения инци­дента менять характеристики отдельных элементов конф­ликтной ситуации, не допуская возникновения нежела­тельного конфликта. Во-вторых, если изменения этих характеристик не приводят к желательному результату, надо искать ошибки в понимании, восприятии и анализе конфликта или конфликтной ситуации.