Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 23

Слабая сбалансированность рабочих мест в экономиче­ской системе, значительная неопределенность технологии экономической работы могут являться мощными источни­ками как конфликтных ситуаций, так и конфликтов меж­ду людьми. Частичное балансирование рабочих мест зачастую достигается стихийно, добровольным перераспре­делением функций, что также может порождать разно­образные конфликтные ситуации.

По-видимому, конфликты из-за неопределенности тех­нологии и несбалансированности рабочих мест в экономи­ческой системе неизбежны. Их невозможно смягчить методами, предлагавшимися для организационно-техноло­гической системы. Во многих случаях экономическая работа на предприятии сродни исследовательской, и как задачи, так и их решения нестандартны. Для экономиче­ской службы вряд ли когда-либо будут созданы техноло­гические карты, хотя многое делается именно в этом направлении. Разработка автоматизированной системы управления заставляет привести в порядок экономическое хозяйство и, хотя порождает в период внедрения массу конфликтов, приведет к резкому снижению числа конф­ликтных ситуаций в будущем. Однако никакая самая хорошая автоматизированная система управления в обо­зримом будущем не будет принимать решения за человека и не сможет нести за него ответственность, распоряжать­ся ресурсами и сама по себе не определит эффекта от того или иного способа их использования. Значит, надо ожидать, что число конфликтных ситуаций снизится, но сложность их может возрасти. Должны исчезнуть и по­степенно исчезнут конфликты-недоразумения, возникаю­щие из-за низкого профессионализма оппонентов или незнания ими законов.

Ситуация 6. Из строительно-монтажного управления была от­командирована бригада монтажников для выполнения срочной ра­боты. Начальник СМУ, посылая бригаду, обещал рабочим практи­чески аккордную плату, заранее назвав ту сумму, которую они получат по окончании работ. Для этого норма выработки должна была выполняться постоянно не менее чем на 200 %. Обещанный уровень оплаты можно было обеспечить либо за счет законной оплаты сверхурочных работ, либо за счет незаконного завышения объемов. Поскольку местный комитет профсоюзов не давал согла­сия на сверхурочные работы, начальник СМУ избрал второй путь и устно договорился с начальником отдела труда и заработной платы Усовой о проведении через отдел соответствующих нарядов. Бригада выполнила задание в установленные сроки, работая и в выходные дни, и сверх установленного законом времени. Однако в нарядах сверхурочная работа не отражалась. Наряды с завышенными объемами работ Усова поручила подписывать старшей нор­мировщице Шавровой и сама даже не утверждала их. Через пол­года ревизия обнаружила большое количество оплаченных наря­дов с подозрительно высоким уровнем выполнения нормы выра­ботки, подписанных Шавровой и не утвержденных Усовой. Шавро­вой был объявлен выговор с удержанием одной трети заработной платы, поскольку бригаде через премирование было переплачено 2,5 тыс. руб.

В данной ситуации конфликтных действий в рамках организационно-технологической системы не совершалось:

бригада плановое задание выполнила. Все конфликтные ситуации возникли в области, где принимаются и прово­дятся в жизнь экономические решения. Внешне казалось, что Усова передала Шавровой вместе с ответственностью и необходимую власть. На деле же Усова не могла менять существующего порядка оплаты труда. Но часть своей ответственности она переложила на Шаврову с согласия последней. Рабочее место Шавровой оказалось разбалансированным: возникшая ответственность не соответство­вала власти, вмененные ей функции не были подкреплены соответствующими средствами. Таким образом, объектом конфликта оказалось право менять систему оплаты, а оп­понентами в конфликтной ситуации — лично Шаврова (оппонент первого ранга) и закон (оппонент наивысшего ранга).

... И ИХ СВЯЗИ

Теперь рассмотрим связи между элементами, т. е. связи между рабочими местами. Из всего разнообразия связей выделим только три типа — технологические, информа­ционные и иерархические.