Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 9

Конфликтная ситуация и инцидент, таким образом «ведут себя» в определенном смысле независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объек­тивными обстоятельствами, а инцидент — возникнуть случайно. Кроме того, конфликтная ситуация может соз­даваться оппонентом намеренно, ради достижения опре­деленных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе по причинам психологического свойства. То же самое относится и к инциденту. При этом кон­фликтная ситуация любого из перечисленных типов мо­жет сочетаться с любым типом инцидента.

Таким образом, мы выделяем четыре типа конфликт­ной ситуации и четыре типа инцидента по характеру их возникновения — объективные, целенаправленные, объек­тивные нецеленаправленные, субъектные2 целенаправленные и субъектные нецеленаправленные.

В рассматриваемом нами эпизоде, участниками кото­рого были Евдокимов и Ширкова, конфликтная ситуация была объективной, однако инцидент возник по воле одно­го из оппонентов, т. с. субъект но. Действительно, о ре­зультатах анализов, проведенных за несколько дней до совещания, инженер-кулинар мог сообщить руководству ОРСа или Ширковой раньше, не на совещании. Он мог заговорить о результатах проверки и позже, после сове­щания и вне связи с подведением итогов соревнования. Как конфликтная ситуация, так и инцидент здесь были целевыми—необходимо было привести качество продук­ции столовой в соответствие с существующими нормати­вами. Однако явно неудачный выбор времени и места для инцидента сделали невозможным достижение цели не только в данный момент, но, вероятнее всего, и в бу­дущем. Действительно, теперь любые санкции Евдокимо­ва по отношению к столовой могут расцениваться как месть, т.е. окончание конфликта становится субъектным и нецеленаправленным. Оно могло быть объективным целенаправленным, если бы обсуждение результатов анализа инженера произошло ранее.

Следует также подчеркнуть, что конфликтная ситуа­ция в нашем примере не исчезла: независимо от того, кто именно будет занимать должность инженера-кулинара, надлежащее выполнение его функций все равно преду­сматривает и контроль за соблюдением нормативных тре­бований, и санкции за их нарушение. На основе той же конфликтной ситуации могут возникнуть новые инциден­ты, новые конфликты.

Фиксируя введенные нами параметры начала и окон­чания конфликтных ситуаций и инцидентов (субъектность — объективность, целенаправленность — нецеленаправленность), мы получаем множество различных по характеру конфликтов. Характер же окончания инциден­та и конфликтной ситуации жестко связан с особенностями их возникновения. Субъектно возникшие конф­ликтная ситуация и инцидент могут закончиться как субъектно, по инициативе одного из оппонентов, так и объективно, в результате изменения конфликтной ситуа­ций. Однако, конфликтная ситуация или инцидент, воз­никшие объективно, не могут закончиться субъектно. Их окончание может быть только объективным.

Ситуация 2. Все начальники цехов завода единодушно счи­тают начальника гальванического цеха конфликтной и неприятной личностью. Вот уже полгода место начальника бюро технического контроля этого цеха не занято. В течение нескольких лет ни один человек не удерживался долго на этой должности из-за конфлик­тов с руководителем цеха. Завод, о котором идет речь, выпускает дефицитную продукцию, которая отгружается потребителям прак­тически с конвейера. Каждый цех завода имеет месячный план и суточные графики выпуска продукции, от выполнения которых зависят месячные и квартальные премии. Большинство цехов работает независимо друг от друга. Детали подаются в гальвани­ческий цех и оттуда поступают на сборочный конвейер. Таким образом, гальванический цех оказывается практически выпускаю­щим конечную продукцию. Здесь на выходе осуществляется по­следний перед сборкой этап контроля. Если на этом этапе выяв­ляется брак, создается угроза срыва суточного графика выпуска как гальванического, так и сборочного цеха.