Конфликтная ситуация и инцидент, таким образом «ведут себя» в определенном смысле независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент — возникнуть случайно. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться оппонентом намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе по причинам психологического свойства. То же самое относится и к инциденту. При этом конфликтная ситуация любого из перечисленных типов может сочетаться с любым типом инцидента.
Таким образом, мы выделяем четыре типа конфликтной ситуации и четыре типа инцидента по характеру их возникновения — объективные, целенаправленные, объективные нецеленаправленные, субъектные2 целенаправленные и субъектные нецеленаправленные.
В рассматриваемом нами эпизоде, участниками которого были Евдокимов и Ширкова, конфликтная ситуация была объективной, однако инцидент возник по воле одного из оппонентов, т. с. субъект но. Действительно, о результатах анализов, проведенных за несколько дней до совещания, инженер-кулинар мог сообщить руководству ОРСа или Ширковой раньше, не на совещании. Он мог заговорить о результатах проверки и позже, после совещания и вне связи с подведением итогов соревнования. Как конфликтная ситуация, так и инцидент здесь были целевыми—необходимо было привести качество продукции столовой в соответствие с существующими нормативами. Однако явно неудачный выбор времени и места для инцидента сделали невозможным достижение цели не только в данный момент, но, вероятнее всего, и в будущем. Действительно, теперь любые санкции Евдокимова по отношению к столовой могут расцениваться как месть, т.е. окончание конфликта становится субъектным и нецеленаправленным. Оно могло быть объективным целенаправленным, если бы обсуждение результатов анализа инженера произошло ранее.
Следует также подчеркнуть, что конфликтная ситуация в нашем примере не исчезла: независимо от того, кто именно будет занимать должность инженера-кулинара, надлежащее выполнение его функций все равно предусматривает и контроль за соблюдением нормативных требований, и санкции за их нарушение. На основе той же конфликтной ситуации могут возникнуть новые инциденты, новые конфликты.
Фиксируя введенные нами параметры начала и окончания конфликтных ситуаций и инцидентов (субъектность — объективность, целенаправленность — нецеленаправленность), мы получаем множество различных по характеру конфликтов. Характер же окончания инцидента и конфликтной ситуации жестко связан с особенностями их возникновения. Субъектно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут закончиться как субъектно, по инициативе одного из оппонентов, так и объективно, в результате изменения конфликтной ситуаций. Однако, конфликтная ситуация или инцидент, возникшие объективно, не могут закончиться субъектно. Их окончание может быть только объективным.
Ситуация 2. Все начальники цехов завода единодушно считают начальника гальванического цеха конфликтной и неприятной личностью. Вот уже полгода место начальника бюро технического контроля этого цеха не занято. В течение нескольких лет ни один человек не удерживался долго на этой должности из-за конфликтов с руководителем цеха. Завод, о котором идет речь, выпускает дефицитную продукцию, которая отгружается потребителям практически с конвейера. Каждый цех завода имеет месячный план и суточные графики выпуска продукции, от выполнения которых зависят месячные и квартальные премии. Большинство цехов работает независимо друг от друга. Детали подаются в гальванический цех и оттуда поступают на сборочный конвейер. Таким образом, гальванический цех оказывается практически выпускающим конечную продукцию. Здесь на выходе осуществляется последний перед сборкой этап контроля. Если на этом этапе выявляется брак, создается угроза срыва суточного графика выпуска как гальванического, так и сборочного цеха.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.